Франция, а за ней и Европа вновь входят в полосу острого политического кризиса.
Менее чем за два года страна может потерять четвертого премьер-министра. Франсуа Байру вынес на голосование вопрос доверия, поставив все на карту ради антикризисного бюджета. Но в условиях расколотого парламента его шансы минимальны.
Институциональный порядок Пятой республики, созданный де Голлем в 1958 году, трещит по швам. Система, которая десятилетиями обеспечивала относительную стабильность, больше не работает.
Макрон разрушил двухпартийную модель, но не смог предложить новую. Его ставка на досрочные выборы в 2024 году только усилила радикалов.
Рынки реагируют моментально: доходность французских облигаций превысила показатели Испании и Португалии, а теперь стремится к уровню Италии. Для ЕС это тревожный сигнал, так как один из «локомотивов» Еврозоны превращается в источник нестабильности.
На этом фоне в Париже собрался так называемый «коалиционный клуб» из 26 стран, которые пообещали направить войска и помощь Украине после завершения войны.
США продолжают вести собственную линию. Трамп ужесточает торговое давление, продаёт оружие союзникам и демонстративно «строит» Европу. При этом его переговоры с Путиным и заявления о «быстром мире» вызывают у союзников панические настроения.
Франция демонстрирует системный кризис управляемости, который напрямую бьет по устойчивости всего ЕС, из-за чего в ближайшее время силовой баланс в Европе будет существенно меняться.
Традиционные центры (Франция, Германия) будут слабеть, а пространство для новых акторов, как внутри ЕС, так и за его пределами — расширяться.
Европа, очевидно, не понимает, что следующие годы поставят перед ней такие вызовы, что ей придется позабыть грезы о войнах с Россией, и сконцентрироваться на кризисах внутри самих государств.
Нам этим необходимо пользоваться всеми возможными способами.