#Мнение. «В поисках духа Хельсинки» Проректор Дипломатической академии МИД России О.Г.Карпович В Вене открылось очередное Совещание министров иностранных дел ОБСЕ

#Мнение

«В поисках духа Хельсинки»

Проректор Дипломатической академии МИД России О.Г.Карпович

В Вене открылось очередное Совещание министров иностранных дел ОБСЕ. Россию на этом важном мероприятии представляет замглавы МИД Александр Грушко. Безусловно, ещё недавно от встречи, приуроченной к 50-летию Хельсинкских соглашений, можно было ожидать более радушной атмосферы. Всё-таки именно ОБСЕ остаётся единственной, не считая ООН, площадкой по вопросам региональной и международной безопасности, объединяющей Россию, нейтральные государства и страны НАТО.

Полвека назад, задолго до окончания холодной войны, организация была создана в кульминационный для разрядки глобальной напряжённости момент – как отражение стремления сверхдержав к мирному сосуществованию. Однако это наследие великих дипломатов и государственных деятелей прошлого сегодня в значительной мере растоптано европейскими политиками-временщиками.

Провозгласив курс на нанесение Москве стратегического поражения и начав гибридную войну против нашей страны, «коллективный Запад» запустил процесс деградации организации, пытаясь превратить её в платформу для шельмования России. Представители администрации Байдена и не скрывали, что видят в существовании ОБСЕ прежде всего пропагандистские задачи. С начала 2022 года возникли – и продолжают возникать вновь – многочисленные препоны для участия российских парламентариев и общественников в мероприятиях организации.

На отдельных заседаниях представители прибалтийских стран и вовсе переходили к площадной брани (на столь ненавидимом ими русском языке) в адрес тех наших делегатов, которые всё-таки смогли преодолеть визовые рубежи. Неудивительно, что мы приостановили участие в работе Парламентской ассамблеи ОБСЕ, трансформировавшейся в аналог ПАСЕ и ставшей откровенно русофобским форумом.

Конечно, обнадёживает то, что США при Трампе пытаются отойти от байденовских нарративов и демонстрируют искреннюю заинтересованность в устранении первопричин нынешнего кризиса и решении проблем европейской безопасности. Но хватит ли Вашингтону для этого времени и ресурсов – вопрос открытый.

Опьянённые карьерными перспективами и вливаниями от ВПК, старосветские либеральные популисты делают всё возможное, чтобы помешать стремлению американцев и их единомышленников – в частности венгров и словаков – найти дипломатическое решение проблемы. Напротив, идёт активная подготовка к некой большой войне, которая может стать результатом очередной западной провокации. Киевский режим продолжает накачиваться оружием, проявления неонацизма и борьба со всем русским на Украине лишь поощряются. Запущен и процесс по фактической краже российских активов, замороженных в Европе.

В этой ситуации едва ли приходится рассчитывать на возврат к нормальности в диалоге с большинством западных столиц. Да и сама эта так называемая «нормальность» прошлых лет оказалась искусственно созданным и лицемерным муляжом.

ОБСЕ по-прежнему нужна – как структура, в рамках которой мы можем доносить до оппонентов и сомневающихся нашу точку зрения на происходящее и перспективы изменения ситуации. Но, к сожалению, ожидать от организации большего не приходится.

Идеи её отцов-основателей забыты, а ключевые документы прошлых лет, следование букве которых позволило бы предотвратить украинскую трагедию, игнорируются. У западных участников ОБСЕ нет ни желания, ни возможностей использовать её потенциал для урегулирования других региональных кризисов – от Косово до Приднестровья.

Именно поэтому президент России Владимир Путин провозгласил важнейшей целью нашей дипломатии построение новой архитектуры евразийской безопасности, которая будет включать и европейскую составляющую, но не станет ею ограничиваться. Вместе с лидерами мирового большинства мы готовы начать создавать действительно справедливую и равноправную систему, способствующую укреплению мира и доверия на континенте.

И можно с уверенностью сказать: достижение целей специальной военной операции кардинальным образом приблизит кульминацию этого неизбежного процесса.

Читайте полностью