Статья Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова для «Российской газеты», приуроченная к заседанию СМИД ОБСЕ в Вене (3 декабря 2025 года)
«Деградация ОБСЕ – плата за обслуживание интересов Запада»
Буквально на днях – 4-5 декабря – в Вене соберётся на ежегодное заседание Совет министров иностранных дел ОБСЕ. Россия традиционно принимает активное участие в работе этого совещательного механизма. На этот раз – с учётом 50-летия подписания хельсинкского Заключительного акта – российская делегация уделит особое внимание генезису нынешнего положения дел на венской площадке.
Скажу сразу: ситуация плачевная.
Общеевропейский процесс был запущен на рубеже 1960-1970-х годов для:
• преодоления раскола Европы,
• снижения уровня военно-политической конфронтации,
• развития торгово-экономического взаимодействия.
По окончании «холодной войны» и блокового противостояния появился шанс на формирование общеевропейской архитектуры равной и неделимой безопасности. Её краеугольным камнем вполне могла стать ОБСЕ. При создании в 1994 году она объединила в своих рядах бывших членов Организации Варшавского договора, членов НАТО, а также нейтральные страны. По линии ОБСЕ на высшем уровне было согласовано важнейшее политическое обязательство – не укреплять свою безопасность за счёт безопасности других. <...>
Проблема в том, что страны-участницы ОБСЕ, представляющие коллективный Запад, не стали выполнять это обязательство, а сделали ставку на систему европейской безопасности с опорой на НАТО. С середины 1990-х годов они осуществляли экспансию Североатлантического альянса на восток, вопреки данным ещё руководству СССР заверениям не делать этого. <...>
Именно члены Североатлантического альянса и Евросоюза, а вовсе не Россия, разрушили военно-политическое измерение ОБСЕ. <...>
Преодолевая сопротивление НАТО и ЕС, России пока удаётся не допустить отмены правила консенсуса в работе Форума по сотрудничеству в области безопасности (#ФСОБ) – главной площадки ОБСЕ по рассмотрению вопросов военной безопасности. <...> Надежда на то, что этот формат поможет развитию контактов по военной линии, не оправдалась.
<...>
Важнейшие функции Организации, по замыслу её основателей, – «раннее» предупреждение и разрешение споров. Однако ОБСЕ так и не сумела стать честным посредником в урегулировании региональных конфликтов. <...>
ОБСЕ отошла от принципа беспристрастности и в украинском кризисе, «не замечая» саботаж Киевом – при попустительстве Берлина и Парижа – Минских договорённостей 2015 года и преступления боевиков ВСУ против мирных жителей Донбасса, начиная с «антитеррористической операции» 2014 года и по сей день.
«Украинизация» затронула и экономическое измерение. В ОБСЕ отброшены наработки по борьбе с коррупцией, развитию цифровой экономики, возведению транспортной инфраструктуры. Дошло до того, что – вопреки «духу и букве Хельсинки» – на венской площадке оправдывают односторонние меры принуждения. <...>
Далеко не лучшим образом обстоят дела с «человеческим измерением» – т.н. «третьей корзиной», которую Запад использовал для вмешательства во внутренние дела СССР и современной России. Такие насущные задачи, как содействие межкультурному диалогу, борьба с проявлениями неонацизма, исламофобии и христианофобии, защита прав нацменьшинств и верующих, вымараны из повестки дня. <..>
Закрывают глаза в ОБСЕ и на цензуру российских СМИ на Западе. <…>
С помощью визового «рычага» на мероприятия ОБСЕ не допускают российских общественников: явно боятся услышать голос правды о происходящем в нашей стране. <...>
Тем, кто покушается на консенсус, стоит иметь в виду, что без него ОБСЕ утратит смысл своего существования.
***
В заключение подчеркну: поводов для оптимизма нет. Света в конце туннеля не видно.
Но возможность избежать краха ОБСЕ – по крайней мере пока – имеется.
Для этого необходимо, чтобы все участники Организации вернулись к соблюдению хельсинкских принципов равноправного и взаимоуважительного диалога.




































