Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте провёл большую пресс-конференцию. Часть третья:
Позвольте сказать однозначно: Европейский союз и НАТО работают рука об руку, в теснейшем взаимодействии. Мы оба хорошо знаем свои сильные стороны.Сила НАТО — в военных возможностях, в средствах, необходимых для обеспечения безопасности и технологического превосходства, в частности в сфере борьбы с беспилотниками. У нас есть всё, что нужно для защиты нашего воздушного пространства, включая опыт украинцев, опыт Пьера фон Джея — нашего Верховного главнокомандующего по трансформации, его команды и всех, кто работает здесь, чтобы обеспечить безопасность неба.
У Европейского союза, в свою очередь, есть своя сила — так называемая «мягкая сила» внутреннего рынка: объединение оборонной промышленности, финансирование и обеспечение максимально широкого доступа к разработкам для стран, не входящих в ЕС.
Поэтому я доволен тем, что делает НАТО, и они довольны тем, что делает Европейский союз. Мы действуем сообща, у нас постоянный контакт и никаких дублирований нет. Надеюсь, это окончательно проясняет вопрос.
Да, конечно, в НАТО каждый союзник должен вносить свой вклад в общие усилия — помогать в разработке и обеспечении единого подхода к инновациям, масштабированию, закупкам и всему, что может ускорить этот процесс. В этом и состоит сила НАТО.
Разумеется, можно спорить, откуда прилетел тот или иной дрон — из-за границы или он появился в нашем небе, что отличает одну ситуацию от другой. Мы ведём эти обсуждения, мы учимся у украинцев. Откровенно говоря, мы не можем раскрывать всё, что нам известно и какие решения принимаются, но я могу вас заверить: всё это часть общего обсуждения.
Да, конечно, за последние три с половиной года войны на Украину было поставлено множество систем противовоздушной обороны — как из Европы, так и из Соединённых Штатов. Теперь мы знаем, что именно нужно Украине, чтобы сохранять силу и устойчивость в этой войне. Некоторые системы, например перехватчики для комплексов Patriot, могут предоставить только США.
Именно поэтому у нас существует инициатива PURL, в рамках которой союзники закупают у США — у американской военной промышленности — не только промышленные, но и военные ресурсы. США обеспечивают постоянные поставки оружия, включая средства противовоздушной обороны, которые так необходимы Украине.
Европейцы также активно участвуют в этом процессе. Мы знаем, что у Италии, Франции и Германии есть собственные системы ПРО. Я не могу вдаваться в подробности того, что именно они поставили или не поставили Украине, но, вероятно, вы слышали, как украинское руководство уже говорило об этом.
Я думаю, уровень прозрачности здесь достаточен. Эти страны работают над тем, чтобы обеспечить функционирование всех систем и поддерживать их боеготовность. Всё должно работать в комплексе.
Однако значительная часть этой помощи должна поступать из США, поскольку это уникальная военная поддержка, которую способны предоставить только они. Именно поэтому нам нужна инициатива — список того, что необходимо Украине и что могут поставить исключительно США, но за счёт союзников.
Сегодня, как я уже сказал, более половины стран НАТО присоединились к этой программе. Первоначально их было шесть — Нидерланды, Германия, Канада, Швеция, Норвегия и Дания. А сегодня, могу подтвердить, это уже больше половины всех союзников. А союзников у нас тридцать две страны — значит, более шестнадцати уже участвуют.