Олег Царёв: Первая часть. Представим себе маловероятное: ни Рада, ни КС не обращают внимания на 9-ю статью Конституции и создаются условия для отмены военного положения, а значит и для внесения изменения в Конституцию...

Первая часть

Представим себе маловероятное: ни Рада, ни КС не обращают внимания на 9-ю статью Конституции и создаются условия для отмены военного положения, а значит и для внесения изменения в Конституцию, каковое, как говорилось, должно предшествовать подписанию договора. Следовательно, до них договор может существовать только в парафированном виде. Впрочем, теоретически такой порядок неплох, так как принятие еще до договора изменений Конституции, требуемых Москвой, показало бы серьезность намерений Украины.

Но как такое принятие осуществляется технически?

После отмены военного положения Украине нужно назначать выборы президента и парламента, но начать процесс конституционных поправок можно и не дожидаясь итогов этих выборов. Рада нынешнего созыва может направить в КС соответствующий законопроект. И если КС найдет, что этот проект не предполагает ограничений прав и свобод человека и не направлен на ликвидацию и нарушение территориальной целостности, Рада на двух сессиях должна проголосовать за этот документ в неизменном виде сначала простым большинством, затем — уже на другой сессии — большинством в 300 голосов.

Тот факт, что голосовать за проект, направленный в КС старой Радой, будет Рада новоизбранная, правового значения не имеет. Подобный прецедент уже есть – именно так в 2019 принимали поправку о снятии депутатской неприкосновенности. Более того, даже первое голосование по поправкам может провести еще Рада нынешнего созыва — это вытекает из решения КС, датированного 2016 годом. Вопрос, однако, в том, захотят ли депутаты и КС действовать оперативно.

У депутатов будет два аргумента не торопиться, правда, не правовых, а моральных. Во-первых, раз договор не подписан, они всегда будут думать, что можно выторговать лучшие условия. Во-вторых, депутатам накануне прекращения их полномочий тяжело будет взять на себя такое решение, тем более, что оно может повлиять на их переизбрание. Что же касается оперативности КС, то давать заключения насчет законопроектов об изменениях Конституции он должен в течение месяца. И до сих пор в таких вопросах он был оперативен, но поскольку ситуация исключительная, КС может и уйти в кусты. Напомню, что официальный срок принятия вердикта по конституционным представлениям составляет полгода с момента принятия судом решения о рассмотрении дела. Но этот срок нарушается сплошь и рядом.

Впрочем, главное в истории с КС то, что он легко может признать планируемые поправки ущемляющими независимость и территориальную целостность, а значит не дать добро и мирному договору. Кроме того, никак не гарантированы 300 голосов за конституционные поправки в Раде. Наконец, Рада может до бесконечности затягивать решающее голосование по проекту, что уже имело место в случае с поправками об особом статусе Донбасса, начиная с 2016. Ведь как вытекает из принятого тогда под эту затяжку решение КС, второе голосование за такие поправки может пройти не на ближайшей сессии, а даже через много лет. А за время такой паузы Киев захочет довооружаться и перевооружаться.

Третья часть ниже

Олег Царёв. Подписаться.