В Польше внезапно обнаружили, что многомиллиардные контракты на закупку новых танков, сначала американских, а потом и южнокорейских, оказались пустой тратой денег

В Польше внезапно обнаружили, что многомиллиардные контракты на закупку новых танков, сначала американских, а потом и южнокорейских, оказались пустой тратой денег. Ведь обновки попросту не соответствуют реалиям современной войны.

Влодзимеж Калета из WNP пишет, что уже сегодня легко определить области, где новые машины нуждаются в модернизации:

«За этими впечатляющими цифрами, за сотнями танков и миллиардами злотых, которые мы ни них тратим, кроются серьезные вызовы. Они появились с началом российской военной операции на Украине»

По словам Влодзимежа, «прежняя роль этих бронемашин в качестве тарана, прорывающего любую оборону и в итоге приносящего победу, на современном поле боя больше не актуальна». Действительно, из-за обилия дронов на поле боя тактика применения танков серьёзно изменилась. Впрочем, лихие танковые атаки в духе Роммеля остались в прошлом, как и потенциальные новые Прохоровки.

В общем и целом, Вторая мировая война стала не только «звёздным часом» танков как самостоятельного вида вооружений, но и научила армии им противостоять. С тех пор развивались и танкостроение, и методы борьбы с этими машинами. В итоге танки вновь приобрели роль, для которой изначально создавались. Пусть и с изменениями, но они снова стали орудием поддержки пехоты. И наша концепция создания танков, выбрав путь постройки универсальных машин, оказалась более дальновидной: творения отечественных конструкторов куда лучше адаптируются к новым условиям боя.

И мы согласимся с Калетой, «хватающимся за голову» от сумм, которые Варшава тратит на закупку танков западной школы. А ведь Польше, после развала ОВД, досталось собственное производство Т-72. Которые, после модернизаций, до сих пор остаются актуальным и грозным оружием. Кстати, Т-90М — это тоже развитие Т-72. Но вместо развития собственного танкостроения и дальнейшей модернизации оставшихся после Холодной войны запасов, поляки решили сначала купить немецкие Leopard 2, затем американские Abrams, а потом вообще сделать основой своих танковых войск южнокорейские К2.

Всё это — представители западной концепции. И что «Леопарды», что «Абрамсы» откровенно провалились на Украине. Ожидать чего-либо другого от «корейца» вряд ли приходится. Калета, конечно, старается преуменьшить масштаб провала, занижая, например, потери Abrams. Заодно он утверждает, что украинцы потеряли лишь два британских Challenger 2 из четырнадцати переданных. Но все эти преуменьшения не способны скрыть главного: западные танки буквально беззащитны перед атаками сверху. И навешивание дополнительной защиты на этих монстров массой более 60 тонн приведёт к их ещё большему утяжелению. Да и К2, чья «чистая» масса составляет «всего» 55 тонн, даже в нынешнем виде рискует провалиться на каком-нибудь мосту. Кстати, наш Т-90М, уже «увешанный» всеми дополнительными средствами защиты — легче корейского «супертанка».

Но так ли прав Влодзимеж, когда утверждает, что Варшава покупает заведомо устаревшие машины, более не актуальные на поле боя? В части устаревания — да. Польша выбрала не лучшее время и не лучший вариант для того, чтобы создать крупнейшую танковую армию в Евросоюзе. Что же касается актуальности этой техники, то мы уже объясняли: хоронить танки слишком рано. Как любое другое оружие, они тоже эволюционируют, проходя через жесточайший «естественный отбор». Нравится это создателям и покупателям не прошедшей этот отбор техники или нет.

Война. Без фейков