Financial Times: европейские налогоплательщики будут финансировать кредит или грант Украине, если у ЕС не получится заставить Россию это сделать. Об этом пишет колумнист газеты Мартин Сандбу.
Еврокомиссия представила «репарационный кредит» для Украины, привязанный к замороженным резервам ЦБ РФ (€210 млрд в ЕС). Это юридически сложный план, призванный обойти политический тупик и необходимость единогласия, говорится в публикации.
Автор подчеркивает срочность его принятия: деньги у Киева могут закончиться в первой половине 2024 года. Провал плана позволит России вернуть до €300 млрд резервов.
Предлагаемое Еврокомиссией решение — это сложный финансовый инжиниринг, состоящий из трех основных элементов:
ЕС предоставляет Украине кредит, который она должна вернуть только в случае, если Россия выплатит репарации.
Средства привлекаются за счет принудительного дешевого кредитования ЕС финансовыми институтами, использующими прибыль от замороженных российских депозитов.
Законодательство ЕС меняется, чтобы устранить риск того, что Россия сможет потребовать свои деньги обратно.
ЕК оправдывает эту сложность, заявляя, что «мобилизация дополнительных значительных ресурсов стала бы серьезной экономической проблемой». Автор называет это неправдой, указывая, что кредит составляет менее 1% ВВП ЕС и легко мог быть профинансирован обычными заимствованиями, что рынки бы и не заметили.
Таким образом, сложный план — это политический компромисс, позволяющий странам ЕС избежать прямых расходов, но не заставляющий Россию платить, отмечает автор, указывая на его недостатки:
«Налогоплательщики ЕС всё равно заплатят. Пока вы не заставите Россию реально платить, конечным плательщиком за кредит (или грант) для Киева в итоге окажутся европейские налогоплательщики. То же самое относится и к предложению о репарационном кредите. Деньги, вырученные у банков, хранящих российские резервы — в основном у Euroclear, но, к радости некоторых, и у других банков ЕС с меньшими остатками — будут возвращены им самим ЕС, с некоторыми гарантиями со стороны столиц или за счёт следующего многолетнего бюджета ЕС.Кроме того, ЕС выплатит компенсации государствамчленам — прежде всего Бельгии — если они проиграют арбитражные иски Москвы. Национальные гарантии могут быть привлечены, но в конечном счёте ответственность несёт ЕС — а значит, все государствачлены. То же касается и полномочий, которые даёт ЕС на привлечение займов по соображениям ликвидности.
Возможно, поэтому ЕС ставит интересы своих налогоплательщиков выше нужд в восстановлении Украины. Согласно тексту регламента, все полученные от России репарационные средства должны передаваться в распоряжение ЕС до тех пор, пока займ полностью не будет погашен. Это может побудить ЕС требовать репарации в размере займа — но одновременно настроит его идти на компромиссы за пределами этой суммы. В результате Украина рискует остаться в руинах даже при наступившем мире, хотя всем ясно, что ЕС тогда всё равно придётся искать дополнительные деньги».

































