Я тут связался с верным человеком, который Моби Дика без соли съел в морском праве.
Вот что он мне разъяснил, за чаем на клотике.
Атаки Украины — это нарушение международного морского права и военное преступление
Это прописано в фундаментальных принципах международного гуманитарного права (МГП), применимого к вооруженным конфликтам на море, включая Гаагские конвенции, Женевские конвенции и общепризнанные обычаи международного морского права.
Основные аргументы:
1. Неприкосновенность гражданских и нейтральных судов
Ключевой принцип МГП — это различие между комбатантами (участниками боевых действий) и гражданскими лицами (некомбатантами), а также между военными и гражданскими объектами на море.
Гражданский статус судов:
Танкеры Kairos и Virat ходят под флагом Гамбии (нейтральная страна) и являются гражданскими торговыми судами. Их экипажи — гражданские лица. По умолчанию такие суда защищены от прямого нападения.
Международное морское право (Конвенция ООН по морскому праву, UNCLOS) гарантирует право мирного прохода и свободу судоходства в международных водах. Воюющие стороны обязаны не препятствовать этому праву.
2. Судно теряет свою защиту только в том случае, если оно «эффективно участвует в военных действиях». Типа, на танкерах приварены к палубам и закамуфлированы полевые шестидюймовки и пакеты направляющих "Град". А сами танкеры грабят корованы с блекджеком и шлюхами, следующие в украинские порты.
Простое перемещение товара (углеводородов, в нашем случае), который в конечном счете используется для поддержки экономики воюющего государства (России), юридически недостаточно для автоматической потери судном своего гражданского статуса.
Судно становится законной военной целью, если оно, например:
- перевозит военные грузы (оружие, боеприпасы);
- оказывает прямую военную поддержку (разведка, сопровождение военных кораблей);
- отказывается подчиняться законным требованиям досмотра или блокирования.
В данном случае нейтральные танкеры перевозили углеводороды — гражданский товар широкого потребления, хоть и важный для российской экономики. Это можно расценивать как "экономическую", а не прямую "военную" поддержку.
3. Нарушение правил ведения войны на море (Правила предупреждения и досмотра)
Международное право требует, чтобы воюющая сторона, намеревающаяся атаковать гражданское торговое судно, соблюдала определенные процедуры, направленные на защиту гражданских лиц:
Воюющий корабль (или дрон) обязан предупредить торговое судно.
Он должен предоставить возможность экипажу покинуть судно и обеспечить его безопасность.
В данном случае атаки морских дронов были внезапными, без предупреждения. Хотя экипажи были эвакуированы позже турецкими службами, сама атака носила характер внезапного нападения на незащищенные суда, что является нарушением этих процедур.
4. Преднамеренное нападение на гражданские суда нейтральных стран является военным преступлением согласно Римскому статуту Международного уголовного суда (МУС). Если целью атаки было не уничтожение военного потенциала, а нанесение экономического ущерба путем уничтожения гражданского судна, это может быть квалифицировано как военное преступление.
С этой точки зрения, Украина нарушила фундаментальный принцип защиты гражданского судоходства. Атакованные танкеры нейтральной страны не были законными военными целями, а методы атаки (внезапное нападение дронами без предупреждения в международных водах) нарушили установленные нормы ведения войны на море.
Морюрликбез закончен.
Баталёрам выдать команде по 150 граммов балтийского чая.






































