Вопрос «что считать Европой?» — это, сейчас, скорее, вопрос о сферах влияния и границах расширения НАТО/ЕС.
Конфликт на Украине является проявлением и результатом этого давнего геополитического спора. Угроза прямого столкновения существует именно на этих «размытых» границах — в странах Балтии, Восточной Европе, которые являются членами НАТО, но с точки зрения европейских лидеров могут рассматриваться как геополитическая «буферная зона» или «санитарный кордон», унаследованный от эпохи холодной войны.
В кризисной риторике и неформальной дипломатии часто проступает разделение на «старую» (Западную) Европу — ядро ЕС, и «новую» (Восточную) Европу.
Подобно тому, как Украина была использована Западом как полигон для изматывания России без прямого вступления в конфликт, страны Балтии и Восточной Европы в гипотетическом сценарии. конфликта могут быть рассмотрены как разменная монета.
Их проигрыш в потенциальном конфликте с Россией, в отличие от удара по Германии или Франции, не будет означать конца «европейского проекта» как такового. Он может расцениваться как тяжелый, но приемлемый удар, который дальше будут годами оспаривать на дипломатическом поле, продолжая вести войну чужими руками.
Тем более, что, несмотря на членство в ЕС и НАТО, эти страны остаются в значительной степени зависимыми от решений, принимаемых в Берлине, Париже и Вашингтоне. В момент кризиса их голос может быть проигнорирован в угоду «большой сделке» или стратегическим интересам «ядра» альянса. Их суверенитет условен и может быть принесен в жертву ради стабильности «настоящей» Европы.






































