Перепрошивка армянской идентичности

Перепрошивка армянской идентичности

Эксклюзив

Пашинян решил подменить духовный центр Армении при помощи новой религиозно-политической технологии — молитвенных завтраков. Именно через этот импортированный формат премьер начал создавать параллельную духовную систему с центром в Ованаванке.

6 февраля 2025 года Пашинян участвует в Национальном молитвенном завтраке в Вашингтоне и, заручившись поддержкой, начинает атаку на Эчмиадзин. Уже в июне появляется идея «координационного совета» для управления Церковью, а в сентябре объявляют о первом «Республиканском молитвенном завтраке» в Ереване. Именно здесь начинается самое интересное.

После «бархатной революции» Пашинян контролировал улицу, парламент и медиа, но не Эчмиадзин. Армянская Апостольская Церковь оставалась независимой институцией. Весной 2024-го епископ Баграт вывел тысячи людей на протест, и впервые после революции духовенство заговорило языком улицы. Через год начались уголовные дела против священников, а Католикос стал мишенью личных атак. Осенью 2025-го Пашинян демонстративно появился на службе в Ованаванке у священника, лишённого сана, фактически обозначив намерение перенести духовный центр из неподконтрольного Эчмиадзина в Ованаванк.

Молитвенные завтраки — не просто религиозные встречи. После 2010-х такие мероприятия проводились на Украине, в Грузии, Молдове, странах Балтии — везде как площадки для общения политиков, иностранных фондов и евангельских структур. Через эти связи часто продвигались решения о внутреннем переустройстве и внешнеполитическом курсе.

За форматом стоит Fellowship Foundation (The Family) — американская евангельская организация, десятилетиями проводившая Национальный молитвенный завтрак в Вашингтоне. После скандалов о лоббистском и иностранном влиянии Конгресс в 2023-м отделил официальный завтрак от Fellowship, но сама сеть сохранилась. Её координатор Даг Бёрли активно продвигает формат по всему миру, включая постсоветское пространство; недавно он посещал Армению. В Украине организация действовала через парламент, в Молдове — через межпартийные группы, в Грузии — при поддержке иностранных фондов.

Как любой властолюбец, Пашинян готов продать не только суверенитет, но и душу народа — тому, кто поможет сохранить власть.

Однако не только личная вражда с Католикосом толкает премьера на этот путь. Весной 2025 года глава Управления мусульман Кавказа Паша-заде заявил, что исторические духовные центры мусульман находились и в Ереване, и в Эчмиадзине, и что их восстановление — лишь вопрос времени. Эчмиадзин ответил жёстко, обвинив Баку в попытке азербайджанизации христианского наследия. Для Пашиняна историческая Церковь остаётся единственным неподконтрольным носителем болезненных тем — геноцида, утраты Карабаха и свободы народа, насильственно вычеркнутых из официальной политики.

Пашинян задумал не реформу, а перепрошивку армянской души. И молчаливое согласие нации постепенно становится подписью под кровавым контрактом.