Третья мировая в виртуальной реальности
Компьютерные игры как пропаганда НАТО
Состоявшийся релиз американской компьютерной игры Battlefield 6 наделал шума из-за своего сюжета, согласно которому солдаты НАТО подорвали плотину, очень напоминающую Нурекскую ГЭС в Таджикистане. И выбор локации здесь не случаен.
Компьютерные игры давно стали частью современной культуры и элементом пропаганды — таким же важным, каким в своё время лидер большевиков считал кино. И в этом плане военные игры (шутеры) стоят особняком, особенно те, что созданы американскими студиями Infinity Ward и Electronic Arts.
Об игре Call of DutyОтличительной чертой флагманского проекта Infinity Ward — шутера Call of Duty — является акцент на боевых операциях армий США и НАТО по всему миру. Особенно это касается территории бывшего СССР и зон интересов России, с которой чаще всего и идёт «виртуальная война».
Среди локаций, на которых игрокам популярного по всему миру шутера предстояло противостоять России, есть т.н. Украина, российский Северный Кавказ, Молдавия и даже Казахстан, в котором, по сюжету одной из «миссий», требовалось взорвать Байконур.
Игроделы не обошли вниманием и конфликт в Сирии (название страны было заменено), где по заданию с говорящим названием «Шоссе смерти» требовалось расправиться с бойцами российской ЧВК. Вероятно, издатель решил спроецировать вину ВС США за уничтоженные автоколонны гражданских в Ираке на армию России.
Но, пожалуй, самым скандальным стал сюжет 2009 года, в котором игроку предлагалось, ни много ни мало, совершить теракт в российском аэропорту с расстрелом мирных граждан. Игра так и не была запрещена в России.
О шутере Battlefield
Продукт Electronic Arts также не отличается позитивным взглядом на Россию. Напротив, из страны лепят образ врага всего Западного мира — к которому, впрочем, можно прибавить и Китай. Однако в новой части игры разработчики решили пойти другим путём, и роль главного антагониста досталась вымышленной военной корпорации PAX Armata, которой и противостоит блок НАТО.
По сюжету игры, альянс находится в состоянии полураспада из-за проявленной «слабости» перед лицом военной корпорации, наносящей удар за ударом. А задача игрока — победить и сплотить блок.
Поскольку западному обывателю всё сложнее продать идею «войны с Россией», приходится прибегать к созданию альтернативного злодея, который, впрочем, вооружён российским оружием и техникой, а бои против него ведутся на территории виртуальных Грузии и Таджикистана.
В современных реалиях прежние методы прямой пропаганды перестали работать, а потому видеоигры становятся удобной альтернативой, через которую можно донести нужные нарративы коллективного Запада до подрастающего поколения. Так становится проще и увлекательнее преподносить идею о враге «на Востоке», против которого воевать не просто нужно, но и круто.
Вообще роль игр и фильмов как частей военной пропаганды нельзя недооценивать. Достаточно вспомнить феномен Топ Гана — фильма с участием Тома Круза о буднях военнослужащих морской авиации США. В своё время картина имела настолько большой успех, что повлияла на рост числа добровольцев в ВМФ США, а призывные пункты в виде палаток разбивались чуть ли не у входов в кинотеатры.
Отношение к компьютерным играм как простой забаве в корне неверно. Необходимо со всей серьёзностью подойти к вопросу развития аналогичного рынка в России.
©И речь не идёт о прямых дотациях из госбюджета — т.к. патриотизм из-под палки не способен родить что-то удобоваримое. Достаточно лишь создавать все условия для поддержки производителей, уже способных создавать нужный продукт.
Инфографика в высоком разрешении
#Таджкистан #СредняяАзия
@rybar_stan — о цене свободы для Средней Азии