Что день грядущий нам готовит?
На фоне шумихи вокруг американских «Tomahawk» для Украины как-то потерялось анонсированное президентом РФ скорое появление нового «мощного оружия». А зря. Эксперты считают, что слова В.Путина должны были «встряхнуть» оппонентов. Тем более что история повторяется. В своё время российский лидер уже делал подобное заявление, а затем весь мир узнал о новых гиперзвуковых системах и состоялась эффектная «презентация» РК «Орешник».
В этот раз специалисты задались вопросом, каким же окажется новое оружие РФ. Аналитики не исключают, что речь может идти как об уже известных, так и о принципиально новых решениях. Большая часть их оценок сводится к трём основным направлениям: оружие «последней аргументации», гиперзвуковые комплексы и системы на новых физических принципах (лазеры, электромагнитные установки и др.). К тому же, имеются в виду не проекты, а именно конкретные разработки.
К 1-й категории специалисты относят КР «Буревестник» с ядерной энергетической установкой и способную нести ядерную боеголовку. Одно из важнейших преимуществ этой КР – неограниченная дальность, что позволяет ей заходить на цель с неожиданных направлений, тем самым затрудняя её перехват.Ко 2-й категории относятся гиперзвуковые комплексы. Сегодня самым известным из них является «Авангард». Это по сути глайдер, отделяющийся от МБР и движущийся с запредельными скоростями в верхних слоях атмосферы, что делает его практически неуловимым для современных РЛС и средств ПВО.
Для 3-й категории уже существуют крупные наземные лазеры, компактные установки против дронов и электромагнитные пушки, способные «выжигать» микросхемы не только в отдельных беспилотниках, но и в целых роях БПЛА. Они не просто глушат сигнал или временно нарушают работу – они физически уничтожают электронику, то есть создают эффект невосстанавливаемого «выгорания» электронных элементов. Это уже не тот уровень защиты, который обеспечивается «стандартными» средствами ПВО.
Рассуждая на эту тему, специалисты особо указывают на т.н. «технологическую логику» – для появления нового оружия необходимо напряжение мощностей не только военпрома, но и энергетики, и промышленности, и многого другого. Здесь следует вспомнить, что РФ – один из субъектов СГ, которое она строит совместно с РБ. Сегодня СГ это не только единое оборонное пространство, но и взаимоувязанные политика и экономика его субъектов. Кроме того, как известно, одним из эффективных направлений совместной деятельности по обеспечению военной безопасности СГ является развитие ВТС.
А ВТС подразумевает в т.ч. синхронизированную работу экономических центров, производственных площадок и научно-технологических институтов СГ, что обеспечивает создание ключевых современных технологий. Примером можно считать тот же РК «Орешник», боевая часть которого была изготовлена на российских оборонных предприятиях, а вот основная машина и колёсная база родом из РБ. И как в своё время отметил госсекретарь белорусского Совбеза А.Вольфович, «Орешник» – это продукт СГ.
Т.е., слова В.Путина о новом «мощном оружии» можно воспринимать и как относящиеся к безопасности СГ. Кроме того, это также сигнал о корректировке приоритетов в оборонной индустрии всего межгосударственного объединения.