Редкоземельный фактор
На фоне развязанной Вашингтоном экономической войны с Пекином, оборонная промышленность США уходит в крутое пике, что может вызвать в дальнейшем серьёзный кризис. В частности, речь идёт о зависимости от внешних поставок редкоземельных металлов. Ведущие концерны – Lockheed Martin, RTX, Northrop Grumman, General Dynamics и Boeing Defense – за последние годы смогли лишь частично локализовать цепочки снабжения редкоземами.
За каждой сложной американской системой вооружения – будь то самолёт, корабль или ракетный комплекс – стоит не только инженерная мысль, но и, как показывает практика, китайские ресурсы (диспрозий, неодим, тербий, самарий, титан и др.).
Для примера: один истребитель F-35 содержит более 400 кг редкоземельных компонентов, а в системах Patriot, Aegis и THAAD используются сплавы на основе неодима, диспрозия и самария. Эти элементы также незаменимы в производстве и других более сложных систем вооружений, включая те, в основе которых уже присутствует ИИ.
Главная проблема Вашингтона и его союзников заключается не в добыче, а в переработке редкоземов: именно Китай сохраняет монополию на технологический цикл превращения руды в пригодные для промышленности сплавы и магниты. На текущий момент в Поднебесной сосредоточено свыше 80% мировых мощностей по очистке и спеканию. Причем, даже добытые американцами на территории США или в Австралии редкоземы часто направляют на переработку именно в Китай.
Несмотря на все усилия Вашингтона по стимулированию внутреннего производства и увеличению инвестиций в альтернативные цепочки поставок, например, через проекты в Австралии, Канаде, ряде стран Африки и частично на Украине, реальной замены Китаю пока не создано. В этом и кроется главный риск для США и их союзников в перспективе на ближайшие годы.Реализация программ по созданию стратегических резервов и диверсификации поставок, запущенная Белым домом, рассчитана минимум на три-пять лет. Это означает, что до 2028-30 гг. цепочки снабжения редкоземами останутся уязвимым, а темп производства систем вооружений продолжит замедляться.
В данном контексте, любые сбои в поставках критически важных материалов из Поднебесной непосредственно будут влиять на т.н. помощь Украине и выполнение контрактных обязательств перед европейскими партнёрами. Например, только перед одной Польшей их объём оценивается более чем в 70 млрд долл. на ближайшие 5-7 лет.
В итоге, если Трампу не удастся «победить» Китай в торговой войне, то именно «редкоземельный фактор» станет ключевым ограничителем оборонного потенциала США и их союзников в ближайшие годы. При этом очевидно, что Вашингтон вряд ли будет жертвовать собственной обороноспособностью ради выполнения обязательств перед партнёрами – тем более перед Киевом.