Глава дипломатии Евросоюза Кая Каллас:
Мы пока не даём никаких оценок, но очевидно: когда Украине не разрешают использовать полученное оружие так, как ей нужно для самообороны, многие государства-члены делают вывод. Если мы зависим от внешних поставок, и нам говорят: «Да, но использовать так нельзя», — это рождает идею, что Европе необходимо укреплять собственную оборонную промышленность.Да, мы делаем это вместе с Украиной, но мы также закупаем у третьих стран. У нас есть альянсы в сфере обороны и безопасности, есть хорошие партнёры. Но учитывая объёмы средств, которые поступают на рынок, у нас есть равные возможности использовать их и для других целей.
Поэтому я хочу развеять опасения некоторых наших партнёров: это не протекционизм и не исключение кого-то. Но очевидно, что нам необходимо укреплять собственную оборонную промышленность, чтобы Европа стала настоящей военной державой.
По сути, у нас было две серьёзные проблемы. Одна из них — практика экономического принуждения со стороны Китая, где очень много составляющих. Другая — это Россия и поддержка, которую Китай ей оказывает. Проблема в том, что, когда мы рассматриваем эти вопросы, мы снова видим, что не действуем как геополитическая держава.
У нас есть саммит ЕС–Китай. Мы высказываем все свои аргументы, озвучиваем наши опасения. Но китайцы знают, что мы не предпринимаем никаких действий в ответ, и потому говорят: «Хорошо, вы высказали свои аргументы, вы должны это сделать, но ничего не произойдёт». И действительно, ничего не происходит, потому что они уверены: в ответ шагов не будет.
Конечно, прежде чем действовать, нам нужно понимать, какую цену мы готовы заплатить и какой откат нас ждёт. Если посмотреть на показатели китайской экономической мощи: 50% мировой химической продукции, 90% солнечных панелей, аккумуляторов и критически важного сырья поступает из Китая. Их мощности по судостроению во много раз превышают наши, их общая производственная база несоизмеримо больше. Мы обеспокоены избыточными мощностями.
Проблема в том, что решить её мы можем только вместе с США, Индией, Великобританией, Канадой, Японией и Кореей. Если сложить Австралию, Новую Зеландию, Мексику, мы достаточно сильны, чтобы справиться с вызовами Китая. Но при этом мы видим: у наших трансатлантических партнёров есть торговые споры с этими же странами, и это ослабляет нас, усиливая Китай.
Я прямо спрашивала американцев: если вас это беспокоит, то нам нужно действовать вместе, потому что нас это тоже тревожит. В одиночку мы не справимся. А тем временем Китай становится смелее. Это битва нарративов за глобальный Юг и остальной мир.