Олег Царёв: Вчера президент Азербайджана Ильхам Алиев сделал несколько резонансных заявлений о советском прошлом Азербайджана, охарактеризовал ввод частей Красной армии в апреле 1920 года как «вторжение и оккупацию»...
Вчера президент Азербайджана Ильхам Алиев сделал несколько резонансных заявлений о советском прошлом Азербайджана, охарактеризовал ввод частей Красной армии в апреле 1920 года как вторжение и оккупацию Азербайджанской Демократической Республики, отметив, что большевики обманули народ революционными лозунгами, а затем фактически лишили азербайджанцев независимого государства.
Многие в сети напомнили, что этот выпад сделан сыном Гейдара Алиева того, кто прежде чем возглавить независимый Азербайджан, почти полвека прослужил СССР. И не так сложно найти публикации, где Гейдар Алиев рассказывает, как защищал этот режим.
Хочу обратить внимание на то, что и при Ильхаме Алиеве Баку демонстрировал совсем иное отношение к советскому прошлому, чем сейчас.
Так, едва Гейдар Алиев скончался, в 2005 в Москве выходит его биография в известной серии Жизнь замечательных людей. Учитывая особые отношения России и Азербайджан, эта биография не могла быть издана без согласования текста с руководством в Баку. Примечательны авторы Андриянов и Мираламов. Первый долгие годы проработал в центральных газетах СССР и издал в ЖЗЛ биографию Косыгина. А вот второй на момент написания книги был членом алиевской партии Новый Азербайджан с момента ее основания. Очевидно, что книга не противоречила официальной линии Баку, и вот что в ней говорится о том, что сейчас Ильхам Алиев назвал оккупацией:
Рухнула царская империя. Следом за ней сошла со сцены, едва успев заявить о себе, Азербайджанская Демократическая Республика (АДР). Азербайджан стал Советской Социалистической Республикой и в составе Закавказской Федерации (Азербайджан, Армения, Грузия)... Его создали мечтатели и творцы, которые верили в лучшую долю и собирались осчастливить весь мир.
Слова вторжение в книге нет вообще, слово оккупация применяется только относительно территорий занятых армянами в начале 1990-х. Зато напоминается, что к 60-летию азербайджанских органов КГБ Гейдар Алиев поручил издать сборник документов об их истории. И цитируется один из них, от 1922, где рассказывалось, как чекисты боролись с выступлением самой подлой белоханской реакции. То есть как раз с теми, кто хотел восстановить независимость Азербайджанской Демократической Республики.
Как отнеслись к такой книге в тогдашнем Азербайджане говорит тот факт, что сразу после ее издания Мираламов был избран в парламент страны от президентской партии, и заседал там 15 лет. А в 2006-м по результатам соцопроса в Азербайджане эту биографию назвали Книгой года. Итоги азербайджанских опросов не могут противоречить мнению власти.
Уже об Ильхаме Алиеве в 2007 вышла книга в той же серии ЖЗЛ. Биография продолжается, авторства тех же Андрианова и Мираламова. Они, в частности, цитируют письмо одноклассника президента Азербайджана Сапана Ходжаева, где описаны прелести оккупационного режима:
Мы совсем не чувствовали, что томимся в тюрьме народов, не думали о нехорошей национальной обезличке, не возмущались, что на всех одна и та же история и литература.
И знай я тогда, какое национально пробудившееся общество ждет меня в будущем, я бы не пытался удрать из школы через окно (с выпускного вечера). Наоборот, категорически потребовал бы намертво задраить все щели и остановить время, чтобы однокашники и учителя остались со мной навсегда
А в 2010 в ЖЗЛ издается книга того же Мираламова о жене Гейдара Зарифе Алиевой. В первых же строках:
28 апреля 1923 года, в день советизации Азербайджана (что можно истолковать и как символическое совпадение) появилась она на свет.
Судя по контексту, совпадение явно хорошее. И не возмущался Ильхам Алиев от того, что в биографии его матери подчеркнуто такое совпадение.
В общем, нынешний тезис президента Азербайджана о советской оккупации явление недавнее, политическая карта, которую на фоне ухудшения отношений с Россией он решил разыграть, видимо, чтобы показать Западу, что относится к советскому прошлому, так же как Украина и Прибалтика. И в азарте игры подзабыл, насколько эта карта пятнает прошлое его отца.