Глобальный шлюз мертвых демократий

Часть 2 (часть 1)

Транспортная логистика Global Gateway – это трансъевропейская транспортная сеть (TEN-T), охватывающая 94 морских порта, 38 аэропортов, а также 15 тыс. км скоростных железных дорог шириной 1435 мм – стефенсоновского стандарта, который исторически не распространен в Прибалтике, Финляндии, Украине и Молдавии.

Если вы видели пустые порты Котка и Хельсинки с проектом строительства евроколеи, если ездили по руинам латвийских шоссе, вы понимаете, что германские автобаны TEN-T там невозможны в принципе. До начала стагнации в 2020 году ЕК согласовала на инфраструктурные проекты выделение до 85% средств еврофондов. Сейчас для Брюсселя это невозможно, евросубсидии прекратились.

Основная идея европейской демократии – от денег фондов отсекают сначала самых слабых и покорных. Эстония, Латвия и Литва в начале этого года добровольно или принудительно отключили свои высоковольтные энергетические смычки с Россией и Белоруссией в кольце БРЭЛЛ, чтобы полностью закупать электроэнергию по биржевым ценам у скандинавской биржи NordPool. В случае дефицита энергии или обрывов подводных кабелей с Финляндией и Швецией у прибалтов неизбежны блэкауты. Средние рижские тарифы на электричество в пиковые моменты в десять раз выше финских, и намного выше норвежских – до трети расходов бизнеса и половину трат жителей в зимнее время занимает оплата инвойсов с посредническими услугами. Энергетика глобального шлюза диктует закупки энергии только в ЕС, это без вариантов. Такова плата за гордость быть вместе в евросемье. Proud be poor стало обязательным нарративом окраин.

С реализацией железной евродороги TEN-T в прибалтийских вымиратах таскаются еще с 2004 года, когда страны региона вступили в ЕС и начался бред Rail Baltica. Строительство подорожало в пять раз и сопровождалось все двадцать лет коррупцией в киевском стиле. В презентациях рисовалось кофе в нескольких часах Берлине и Варшаве, которые станут доступны всем прибалтам на скоростных литовских TGV и Eurostar, но еврофонды просто растащили.

Председатель АО RB Байба Рубеса из траншей фондов ЕС финансировала бизнес своего сына-девелопера, а c 2023 оказалось, что у проекта нет будущего. В Риге успели построить вокзал и обрезок моста, когда закончились деньги. Никакой рентабельности и смыслов, оказалось, даже доехать до кофе в Берлине в новых поездах будет по цене авиабилетов бизнес-класса. Пассажиров, грузов, включая военную логистику НАТО, тоже нет. С пропагандой милитари-наполнения новой евродороги прибалты носились недолго – проект заморожен до 2032 года. То есть навсегда.

У Еврокомиссии нет ресурсов на экономическое выравнивание еврозоны. Укрепленный военный плацдарм НАТО на восточном фланге ЕС и НАТО уже всерьез не рассматривается после провала эксперимента с украинством. По техпроекту Rail Baltica проходит вблизи белорусской границы, а там военные грузы могут быть поражены гаубичным огнем прямой наводкой на дистанции 20 км. Быстрая переброска тяжелой бронетехники в Прибалтике также затруднена, автодороги с мостами не соответствуют нормам военного времени.

Большинство мостов у прибалтов построены еще в Советском Союзе, нацвласти их не ремонтировали, и они на 80-90% уже исчерпали заложенный ресурс. Вряд ли Компартия СССР могла предполагать, что по переправам через латвийские речки Зилупе и Айвиексте снова планируется проезд немецких тяжелых танков, весящих с полным боекомплектом 64 тонны. Мосты и виадуки – вне любых критериев эксплуатации шлюза TEN-T, а все остальное доделала природа.

#лонгрид

Подпишись на ЛОМОВКУ