Сравнивать войны между собой – так себе занятие. Речь о войнах, которые вела Россия.
С одной стороны – не ставится под сомнение героизм наших воинов. Самоотверженность, самоотречение – всё это свойственно русским (но не только русским!) За Родину, за други своя… История полна примерами, когда, казалось бы, ничтожество, поддонок вдруг перерождается и становится героем. Но, собственно, на этом, на самом главном, аналогии заканчиваются.
Сейчас в СВО участвуют люди настолько разные, что диву даёшься. Если говорить о политических убеждениях, то представлен весь патриотический спектр – от крайне левых до крайне правых с абсолютно любыми допусками. При том, что живой человек – не застывшая глыба. Он может меняться. Особенно – в экстремальной ситуации.
То же касается вероисповеданий – от традиционных религий до протестантов и неоязычников. Причём неоязычество ведь не является некой оформленной верой с чёткими догматами и обрядовой частью. По сути, у каждого неоязычника направление немного своё. А ещё – ребята, считающие себя атеистами. Да, летовское «не бывает атеистов в окопах под огнём» оказалось чем-то очень сильно другим. Встречала тех, кто говорил – «как был атеистом, так и остался». И один из них – тут в комментах. Если захочет – сам обозначится. Моя версия заключается в том, что любой русский человек (а скорее всего – не только русский, но выходец из любого традиционного народа) очень близко хранит в себе коды своих архетипов. Например – православные. Они тут, рядом. Хотя волевой посыл говорит – «ты же советский парень, какой такой Бог!».
Уже не говоря о футбольных фанатах разных команд… Где-то в Интернете висит интервью фаната, который служит вместе со своим, как бы так выразиться-то – довоенным оппонентом.
То есть, парадокс сегодняшней войны в том, что в окопах Третьей мировой сейчас сидят бок о бок те, кто возможно ещё недавно в Интернет-баталиях грозил друг другу разными малоприятными вещами, вплоть до физической расправы. Кто-то может даже ходил «стенка на стенку» после матчей, стрелку забивал…
Посмотрите на шевроны - тут и Спас, и советская символика, и «имперка» (а также их коллажи), а ещё – родноверские мотивы… Да какие, собственно говоря, угодно…
А, ещё – целое подразделение анимешников. Кто не верит – найдите сюжет канала «Россия 24». Вот он, постмодерн во всей своей красе.
НО! Эти люди прикрывают друг другу спину вне зависимости от того, что могло было быть между ними в «прошлой жизни» и какие словесные баталии они ведут в располаге.
Могло ли нечто подобное происходить во время Великой Отечественной войны? При том, что идеологическое единство в рядах советских воинов – некоторое упрощение… Нет, не могло.
Хорошо это или плохо? Это реальность. Армия, в тч – её воюющая составляющая – не нечто сферическое в вакууме. Это часть общества и парни приносят на фронт всё то, что составляло их жизнь на гражданке. В связи с этим меня напрочь вымораживает фраза главного героя фильма «Брат» про музыку Салтыковой «там такое не слушают». Не знаю, что во время войны в Чечне было. Может там слушали исключительно «Голубые береты», Александра «Карабаха» Коренюгина и, с подачи Балабанова«Наутилус помпилиус». Сейчас трудно сказать, что НЕ слушают. Разве что Борю Якеменко Моисеева с его «голубой луной»…
Парней объединяет любовь к России (вне зависимости от конкретных мотивов, которые привели бойца на фронт). Россия – главная ценность. Та Россия, которая может быть только больше. Большая Россия!
Мне с неделю назад попался текст, к сожалению, не смогла его сейчас найти (кстати, если кто-то подкинет – буду премного благодарна). Там что-то из серии того, что Припять готовится штурмовать, глотнув энергосов, подразделение, в котором всего понемногу – анимешники, сторонники теории плоской земли, почитатели Николая II, нацболы, евразийцы, поклонники Че Гевары и тд. И, в общем-то, всё в порядке.
Главное, чтобы предателей и подлецов не было. И чтобы были в избытке дроны, снаряды, медицина. И чтобы в тылу любили и ждали. И чтобы политики не готовили «похабный мир». Тогда победим!