Так он развлекается.
«Ъ» спросил ведущих российских экспертов, стоит ли переживать из-за заявления Дональда Трампа об отправке атомных подлодок
Председатель совета ПИР-Центра, профессор НИУ «Высшая школа экономики», генерал-лейтенант запаса ВС РФ Евгений Бужинский:
Это очередной трамповский треп. Так он развлекается. Сомневаюсь, что он в реальности что-то куда-то отправит. У американских атомных подлодок есть свои районы боевого патрулирования, обычно это Атлантика и Тихий Океан. В Индийском океане они, по-моему, не так часто бывают. Из 14 подводных лодок, которые у них сейчас имеются, как правило, четыре находятся на боевом патрулировании. Добавлять еще нет смысла, отправлять их куда-то ближе к нам, ну подо льдами они стараются не ходить, насколько я знаю, это, так сказать, наша привилегия и забава. Так что я думаю, что это просто треп.
Научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Александр Ермаков:
У США одновременно на боевом патрулировании находится не две, а четыре-шесть ракетных субмарин. В последние годы фокус сместился на Тихий океан, но одна-две всегда есть в северной Атлантике. Они там всегда, в том числе часто у Скандинавии, на расстоянии близкого удара по европейской части России. Это такая же повседневная реальность последнего полувека, как и наши ракетчики, находящиеся на боевом дежурстве.Хотя теоретически на патрулирование можно оперативно дополнительно направить лодки, находящиеся на тренировках экипажей и испытаниях лодок после техобслуживания (еще не менее трёх-четырех лодок находятся в море за этим). Я уверен, что на практике Трамп не отдавал никаких приказов и американский флот не меняет планов своей подготовки и боевой службы из-за того, что кто-то поругался в соцсетях.
Научный сотрудник Центра изучения стратегического планирования ИМЭМО РАН Илья Крамник:
К сожалению, главная проблема современной политики на высшем уровне заключается в том, что люди из высшего руководства ядерных держав не всегда отдают себе отчет в том, каковы последствия их слов. <...> Две подлодки, обещанных Трампом, — это 48 ракет с разделяющимися головными частями индивидуального наведения, с числом ядерных зарядов от примерно 150 до примерно 380. Эти числа мало что говорят нам, но давайте полагать, что каждый такой заряд достаточен для уничтожения средних размеров города-стотысячника. Или для создания невыносимых условий в миллионнике.Слова стали так легки, но реакции деления и синтеза по-прежнему тяжелее всего, открытого человечеством.
Старший научный сотрудник отдела военно-политических исследований Института США и Канады РАН Олег Криволапов:
Это пост в стиле Трампа. Контекст тут связан не только с какими-либо заявлениями российской стороны, но и с ситуацией вокруг Украины, а именно с отсутствием ощутимого прогресса в переговорах. С одной стороны, концентрация сил и средств в определенных регионах повышает риски непреднамеренных столкновений. С другой стороны, политическое руководство США все еще исходит из того, что ядерное сдерживание (через возможность нанесения агрессору неприемлемого ущерба) работает. А значит у США все еще мало стимулов начать первыми.
Научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, сооснователь проекта «Ватфор» Дмитрий Стефанович:
Думаю, излишне переживать из-за заявлений Трампа про подлодки не стоит, в конце концов, например, в 2017 году он тоже заявлял, что отправил как раз две атомные подводные лодки к Корейскому полуострову в связи с ракетно-ядерной деятельностью Пхеньяна. <...> Если же говорить более серьезно, то главная проблема здесь в сохраняющейся практике ядерных сигналов через соцсети. Это весьма сомнительная практика, но, к сожалению, уже устоявшаяся.