Виталий Киселев: Если говорить о возможном перемирии между Ираном и Израилем, в этом ракурсе стоит исходить из того, что подобное возможно только при очень и очень непростых условиях

Если говорить о возможном перемирии между Ираном и Израилем, в этом ракурсе стоит исходить из того, что подобное возможно только при очень и очень непростых условиях.

Однако следует оговориться - сама проблема отношений и вражды между двумя странами, во-многих аспектах, на самом деле, носит фундаментальный характер. Причем в этом контексте, очень и очень важно учитывать то, что Вашингтон, как и в целом страны Западного сообщества в ближневосточном регионе - даже при условии прозападного режима в Иране, критически заинтересованы в том, чтобы Израиль, (как кстати отчасти и Турция) в силовом и в военно-политическом плане, были сильнее Ирана. Это вопрос не симпатий или антипатий или неких произриальских позиций западных элит в целом. Здесь вопрос в том, что в рамках Западного сообщества у Израиля совершенно уникальная роль, причем не только в прикладном, но и в идеологическом ракурсе. А именно, Израиль - это часть Запада на Востоке, и также часть Востока на Западе. Этот подход стоит воспринимать как идеологический и это скорее относится к сфере мягкой силы. Часть Запада на Востоке - предполагает что это страна, посредством которой Западное сообщество проецирует свое военно-политическое, экономическое и даже идеологическое могущество и превосходство (в том, числе и в ракурсе противопоставления бедности арабских и исламских стран, богатству и благополучию вестернезированного израильского общества, хотя какое тут богатство, когда в тебя вливают миллиарды и т.д.) на Ближнем Востоке. Часть Востока на Западе, предполагает несколько другое позиционирование Израиля, в понимании Западных стратегов (тема отдельного материала).

Возвращаясь к возможности мира и перемирия, исходя из прикладных аспектов и подходов стоит отметить, что это вполне возможно. И как ни покажется удивительным, в этом направлении уместно даже опираться на подходы применяемые Вашингтоном в отношении России и Украины (разумеется, лишь отчасти, но все же). А именно, реальное перемирии между Израилем и Ираном (при текущем режиме в данной стране) возможно при условии выработки некого статуса-кво, который с одной стороны будет предполагать сохранение широкой внутренней автономии Израиля (в региональной политике), непреложности сохранения ее в ВПК в тесной связке с США и другими западными странами. В свою очередь, Иран скорее всего будет в менее благоприятной ситуации, что однако, также не исключает что в случае проработки данного подхода на прикладном уровне, что некоторые интересы Тегерана также будут учитываться и соблюдаться. Скорее всего со стороны Тегерана в рамках данного подхода, при условии его практической реализации и проработки (что также предполагает или согласие или принуждение Израиля к этому) будет действовать обязательство - не создавать экзистенциальных угроз против этой страны. А со стороны Израиля, скорее всего будет предусмотрено обязательство такого же плана. Однако кроме Израиля, скорее всего в данной конфигурации, будут присутствовать и другие западные столицы - что собственно логично. Потому что вероятнее всего иранское руководство готово согласиться на нечто подобное при другом не мало важном условии - Западные столицы не должны предпринимать активных попыток не только по расколу Ирана, но и воздерживаться от смены режима.

Разумеется, рассуждая о подобных подходах и позициях, не стоит упускать из виду и другие факторы. Например, фактор Китая и отношений Ирана с другими странами, в том, числе и странами Глобального Юга. Однако на мой взгляд, наиболее вероятные условия для перемирия между этими странами, возможно в подобном формате. Другие варианты, насколько мне известно менее последовательные и как я понимаю, потенциально ставят под угрозу интересы Израиля (в долгосрочной перспективе).


Подписаться Мовсес Газарян

Присоединяйся к

Настоящему полкоVнику|Z|Виталию Киселеву