Мария Захарова: О публикации совместного заявления ряда специальных процедур Совета ООН по правам человека (СПЧ) в связи с гонениями киевского режима на Украинскую православную церковь (УПЦ)
О публикации совместного заявления ряда специальных процедур Совета ООН по правам человека (СПЧ) в связи с гонениями киевского режима на Украинскую православную церковь (УПЦ).
Материалы были опубликованы 1 октября на сайте Управления Верховного комиссара ООН по правам человека.
Ооновские правозащитники (наконец!) выразили озабоченность относительно ограничений свободы вероисповедания и отправления религиозных обрядов на Украине, вводимых под предлогом наличия церковных и канонических связей УПЦ с Московским патриархатом.
Эксперты подчеркнули свою обеспокоенность по поводу решения украинских властей в июле 2025 года лишить гражданства предстоятеля УПЦ Митрополита Онуфрия по так называемым соображениям национальной безопасности. Кроме того, в заявлении отмечены продолжающиеся судебные разбирательства в отношении высших иерархов УПЦ, духовенства и правозащитников, в том числе митрополитов Арсения, Павла, Феодосия, Лонгина, отца Евгения Котельника, журналиста Дмитрия Скворцова и адвоката Светланы Новицкой.
Ооновцы
расценивают эти преследования как равносильные коллективному наказанию членов УПЦ и тех, кто их защищает.
Серьёзную озабоченность у экспертов также вызывает действие украинского закона О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций, который, по их мнению, противоречит международным стандартам в области прав человека.
Смягчённые оценки? Безусловно. Но наконец-то они подали свой голос хотя бы так.
Спецпроцедуры СПЧ подчеркнули, что в соответствии с Международным пактом о гражданских политических правах свобода мысли, совести и религии не подлежит ограничениям даже в условиях вооружённого конфликта.
Они также указали на то, что расплывчатые или идеологически мотивированные обоснования для роспуска религиозных организаций такие, как обвинения в экстремизме или пророссийской ориентации, несовместимы с принципом правовой определённости и создают риск криминализации свободы мысли, религии или убеждений, а также подрывают свободу собраний и ассоциаций.
Со своей стороны поддерживаем призыв ооновских экспертов к украинским властям пересмотреть печально известный упомянутый закон и прекратить судебные разбирательства и административные меры в отношении духовенства, правозащитников и журналистов.
При этом хотели бы отметить беспрецедентность этого совместного заявления спецпроцедур СПЧ. Впервые с 2018 года, когда на Украине была развязана война против УПЦ, по сути, война на уничтожение православия, ооновские правозащитные механизмы наконец-то заметили беспредел и беззаконие, творимые киевским режимом в отношении священнослужителей и прихожан УПЦ, и дали свои публичные критические оценки происходящему.
С другой стороны, появление такой реакции ооновских правозащитных механизмов, которые сложно не уличить в политической ангажированности, свидетельствует о масштабах и серьёзности ситуации вокруг УПЦ на Украине и необходимости незамедлительного вмешательства международных правозащитных структур, включая Верховного комиссара ООН по правам человека Фолькера Тюрка и возглавляемого им Управления, в целях привлечения к ответственности неонацистов с Банковой.
В то же время, к большому сожалению, в указанном совместном заявлении ни слова не сказано о многочисленных случаях захвата и разграбления храмов УПЦ, осквернения святых мест, сопровождаемых физическим насилием по отношению к духовенству и прихожанам. Обошли стороной также имеющиеся свидетельства о пытках и избиениях арестованных клириков.