Выступление заместителя Постоянного представителя М.В.Заболоцкой на заседании Третьего комитета в диалоге с Верховным комиссаром по правам человека
Нью-Йорк, 15 октября 2025 г.
Внимательно ознакомились с подготовленным Вами [г-н Верховный комиссар] докладом, который скорее похож на доклад Генсекретаря ООН о деятельности Организации и касается тем от мира и безопасности до климата и цифрового пространства, что иллюстрирует проблему нецелевого использования ресурсов в Организации, поскольку доклад выходит далеко за пределы мандата Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ), определенного резолюцией 48/141 ГА ООН.
Сегодня, когда в Организации финансовый кризис, такое нецелевое использование ресурсов недопустимо.
Одновременно, Управление уклоняется от выполнения мандатов, прямо предписанных ему Генассамблеей. Например, по решению Управления не была выполнена резолюция по борьбе с героизацией нацизма, которая предписывала представить доклад не только в СПЧ, но и в Генассамблею.
Ждем от Управления мер по выправлению ситуации. Секретариат не может выполнять поручения Генассамблеи выборочно, даже со ссылкой на финансовые ограничения.
***
Отдельный вопрос к качеству и объективности докладов, подготавливаемых Управлением.
Мы не видим должного внимания системным нарушениям прав человека на Украине, а ведь в этой стране запрещается русский язык, православная церковь, ведутся преследования по этническим и политическим мотивам, применяются пытки.
В 2022 году УВКПЧ выпустило доклад, в котором Вооруженные Силы России были обвинены в преступлениях в Буче. С тех пор, то есть уже 3 года, Россия пытается добиться от Управления хоть каких-то сведений, которые позволили ему выдвинуть такие чудовищные обвинения.
Два года назад Вы [г-н Верховный комиссар] предложили нам обратиться к Генсекретарю ООН в рамках сотрудничества с правоохранительными органами и официально запросить раскрытие соответствующей информации. Мы выполнили эту рекомендацию и направили соответствующий запрос.
После года молчания и четырех напоминаний, мы получили ответ, что информация не может быть раскрыта ввиду ее конфиденциальности. Нам откровенно, но неофициально говорят, что этих сведений в ООН нет.
Управление должно говорить правду, даже тогда, когда это связанно с признанием его собственных ошибок. Иначе все высокопарные призывы в адрес государств теряют всякую моральную силу.