Олег Царёв: Едва став президентом США во второй раз, Трамп тут же начал говорить о дешёвой нефти как главном инструменте давления на Россию

Едва став президентом США во второй раз, Трамп тут же начал говорить о дешёвой нефти как главном инструменте давления на Россию. В данном случае с Трампом особо и не поспоришь. В прошедшем году, например, российский бюджет на треть был сформирован из доходов от нефти и газа.

Я не раз писал о том, что одним из главных результатов СВО для США стал передел европейского газового рынка, а именно — вытеснение с него "Газпрома" в пользу американских производителей СПГ. Но это не самая большая проблема газовой отрасли России.

Газ является основным источником энергии в стране. Почти половина электроэнергетики в России имеет газовую генерацию. Наши дома, школы, больницы в основном обогреваются газом. Российская промышленность, в том числе и военная, очень сильно зависит от газа.

Добыча газа в России при этом очень централизована: 80% природного российского газа добывается на Ямале. Соответственно, вся газотранспортная инфраструктура России, включая магистральные газопроводы, исторически строилась по одному маршруту из Ямала в европейскую часть России с дальнейшим выходом на рынки Европы.

Скученность российских магистральных газопроводов, снабжающих газом промышленность и обогревающих города, достигает своего апогея у поселка Пангоды в Надымском районе Ямало-Ненецкого автономного округа. Поселок находится примерно в 100 км от газовой столицы России Нового Уренгоя. Именно здесь добывается львиная доля всего российского газа.

У Пангоды пересекаются аж 17 магистральных газопроводов. Место это известно как "Ямальский крест", поскольку со спутника действительно имеет вид двух крестов. Теоретически, ракетный удар по одной этой точке может отрезать от газа, то есть от электроэнергии и тепла, всю европейскую часть России. Что будет означать полноценную техногенную и экономическую катастрофу.

Протяженность газопроводов практически исключает возможность их 100% защиты средствам ПВО. Сейчас передача Украине американских "Томагавков" выглядит сомнительной, равно как и разрешение на удар по газопроводам на Ямале. Пока Украина больше бьет по российским НПЗ обломками дронов.

Но теоретически "опция Судного дня" у Киева, равно как и у всех нынешних и будущих противников России, всегда остается. "Ямальский крест" — это лучший пример централизации энергосистемы страны и связанных с этим стратегических рисков. От украинской границы до "Ямальского креста" примерно 4000 км.

Интересно, что сюжет с коллапсом российской экономики вследствие ударов по инфраструктуре энергоносителей уже обыгрывался в западной литературе. В 1986 году вышел роман Тома Клэнси и Ларри Бонда "Красный шторм поднимается". По сюжету, группа исламистов из Азербайджана уничтожает нефтеперерабатывающую инфраструктуру в Нижневартовске.

Ущерб от теракта таков, что, пытаясь спасти советскую экономику, Политбюро решает захватить нефтепромыслы в Персидском заливе. У Клэнси и Бонда все это в итоге заканчивается Третьей мировой между СССР и НАТО, которая только чудом не переходит в ядерную фазу.

Олег Царёв. Подписаться.

Олег Царёв: Едва став президентом США во второй раз, Трамп тут же начал говорить о дешёвой нефти как главном инструменте давления на Россию

Олег Царёв: Едва став президентом США во второй раз, Трамп тут же начал говорить о дешёвой нефти как главном инструменте давления на Россию