Понятно, что суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет.
Знакомлю вас с опытом словацкого спецназовца-наемника, который два года воевал дронопасом на Восточном фронте (как мне удалось выяснить, в районе Лимана). Списался в 2025 году по ранению в коленный сустав, не знаю, с ампутацией или без. В общем, выжил. Так что опыт свежий.
Два года дронопасом срок немалый, поэтому я, так сказать, обобщил его боевой опыт.
Тезисно:
- FPV-квадкоптеры страдают от множества технических, тактических и экономических проблем, которые делают их скорее дорогой игрушкой, чем полноценной заменой традиционным вооружениям.
- лишь 43% вылетов его группы завершались успешным поражением цели, и это без учёта миссий, отменённых из-за погоды, помех или технических неисправностей. Если включить такие случаи, успех падает до 20–30%. Более того, большинство успешных миссий были «двойными ударами» — добиванием целей, уже поражённых миномётами/артиллерией или наземными минами. Уникальные задачи, где FPV-квадкоптеры работали по целям в зданиях и в фортификационных сооружених, составляли менее 10% от всех миссий.
- 25% фпв-квадкоптеров имеют неисправности перед вылетом (проблемы с радиоприёмниками, видеопередатчиками или программным обеспечением), 10% боеголовок не срабатывают при попадании в цель. Батареи разряжаются в полёте, а погодные условия (ветер, дождь, снег, туман) делают вылеты невозможными. Отсутствие GPS (из-за глушения) и других навигационных систем вынуждает операторов полагаться на визуальное ориентирование, что уполовинивает точность попадания.
- Одна из главных причин провалов FPV-квадкоптерв — их уязвимость к РЭБ. 31% вылетов его группы срывались из-за русских глушилок, а ещё 3% — из-за собственных систем РЭБ ВФУ, о которых не предупреждали заранее. Квадрокоптеры используют незашифрованные аналоговые радиосигналы, что делает их лёгкой мишенью для помех. Перегруженный электромагнитный спектр (до десятка команд дронов на одной частоте) приводит к конфликтам сигналов, задержкам вылетов или сбоям.
- FPV-квадкоптеры требуют высокой квалификации операторов. Управление FPV-квадкоптерами — это не интуитивный процесс: дроны нестабильны, не могут зависать или летать медленно, что делает их сложными для точного наведения. Базовый курс подготовки дронопаса на Украине длится 5 недель, но даже выпускники нуждаются в дополнительной практике. Многие операторы учатся на фронте, что приводит к частым ошибкам — столкновениям с деревьями, проводами или другими препятствиями.
- FPV-квадкоптеры позиционируются как дешёвое оружие, но их стоимость в 500 долларов за вылет делает их дороже мин, снарядов или боеприпасов для многоразовых дронов (около 100 долларов). При этом, например, минометы быстрее (поражение цели за 5 минут против 15 минут у дронов) и не зависят от погоды или РЭБ. Даже оптоволоконные дроны, которые решают проблему помех, стоят вдвое дороже и ограничены в манёвренности из-за кабеля.
Кстати, военные аналитики из Defence One (2025), отмечают, что логистический хвост FPV-квадкоптеров (закупка, сборка, обучение, ремонт) делает их менее экономичными, чем традиционные системы.
Ну. вот так как-то, девушки.