Спецпредставитель президента США Кит Келлог на Брюссельском форуме German Marshall Fund of the United States

Спецпредставитель президента США Кит Келлог на Брюссельском форуме German Marshall Fund of the United States.

Часть третья (финал):

Так что теперь мне абсолютно ясно, что подразумевается под прекращением огня, и именно этого мы хотим добиться: всеобъемлющего, настоящего прекращения огня. Мы называем это "прекращением огня на месте", то есть каждая сторона остается на той территории, которую сейчас занимает. Земля, на которой вы физически находитесь — эта территория ваша, вы её удерживаете. Важно даже не юридическое признание, а сам факт, что войска стоят на этих позициях.

Дальше мы хотим перейти к поиску решений по возвращению детей, пленных и заключённых — это необходимое условие для устойчивого, длительного перемирия, которое важно как для Украины, так и для всей Европы. Это могло бы стать основой долговременного мира, и в перспективе — шагом к возвращению России в то, что я называю Лигой реальных (ответственных) Наций, где все страны работают вместе, создавая такое равновесие, при котором с результатами можно жить долгие годы.

Самое главное — добиться настоящей устойчивости. Мы не хотим, чтобы всё снова сорвалось и война разгорелась через три, четыре или пять лет. Такая перспектива никого не устраивает.

В этом контексте исключительно важно, чтобы альянс оставался единым, чтобы все придерживались коллегиального подхода и поддерживали друг друга. Это критично. Я считаю, здесь нельзя допускать рассогласованности — по-американски говоря, "wandering tension" — нам нужна слаженность. Сейчас мы, прежде всего, работаем с E3, так называемой европейской тройкой: Великобританией, Францией и Германией. Недавно, например, премьер-министр Стармер приезжал в Соединённые Штаты, а также президент Макрон — подобные визиты подчеркивают важность единства альянса.

Я уверен, это очень чёткий сигнал не только для Европы и для самого альянса, но и для президента Путина: альянс незыблем, он никуда не уйдёт, он будет существовать столько, сколько потребуется. Это важный, обязательный для восприятия сигнал — как для России, так и для всего мира. НАТО существует давно, и останется и в будущем.

Одним из постоянных вопросов для Соединённых Штатов всегда было выполнение союзниками своих обязательств по оборонным расходам. Сейчас обсуждается повышение оборонных расходов до 5% ВВП — это очень важно. В своё время, в Уэльсе, все лидеры согласились довести эти расходы до 2–2,5% ВВП, из которых 20% должно пойти на модернизацию — но реально, когда мы только пришли первой администрацией Трампа, лишь три страны выполняли это обязательство.

Для нынешнего кризиса это посылает сильный сигнал о том, что союзники готовы поддерживать не только обороноспособность, но и единство. И, честно говоря, я бы хотел задать вопрос всем присутствующим: многие могут процитировать статью 5 устава НАТО — а поднимите руки, кто знает статью 3? Я даже могу за это пообещать приз. Я часто называю статью 3 "финансовой статьёй" — она требует, чтобы каждая страна как индивидуально, так и коллективно строила свои способности к обороне альянса.

И как только подобная договорённость будет достигнута, всем придётся соответственно включиться в процесс. Повторюсь: это ключевой сигнал — сильный не только для внешнего мира, но и для нашего внутреннего единства.

Вторая большая проблема — дальнейшие отношения с Украиной и её будущее взаимодействие с НАТО. Каким должен быть план по членству, как должен выглядеть подход к России и её возвращению к статусу ответственного государства? У нас пока нет на это всех ответов — работа продолжается.

Мысли трезво с @makslifeoff