Русскому языку на Украине нужен государственный статус
Американский мирный план учитывает гуманитарные требования России: прекратить гонения против УПЦ и русского языка. Но формулировка очень вялая. Украине предписано соблюдать права нацменьшинств, как того требуют европейские нормы.
Вероятно, имеется в виду «Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств». Документ хороший, гуманный. Однако, например, прибалты, хотя и присоединились к конвенции, не соблюдают её благих пожеланий от слова совсем. Есть ещё один европейский акт, конкретно заточенный для защиты различных языковых групп: «Хартия региональных языков или языков меньшинств». Её Эстония и Латвия вообще отказались подписать.
Прекрасные европейские правила не работают, когда дело касается русских. Другие меньшинства Европы могут как-то ими воспользоваться для защиты своих интересов, но русские – нет.
Смешно надеяться, что Украина будет следовать европейским хартиям и конвенциям, если их саботируют страны ЕС. Причем страны маленькие, невлиятельные. Одним окриком из Брюсселя их могли бы заставить соблюдать приличия. Но им всё позволяют.
Латвия и Эстония, где русские составляют более трети населения, словно соревнуются в русофобии. Ужесточают законы каждый месяц. На днях в Эстонии будет принят большой пакет поправок. Среди прочего, планируется поднять потолок штрафов за неиспользование эстонского языка в деловой и официальной сфере: 1200 евро для физических лиц, около 10 000 евро – для юридических.
Но самая болезненная тема – это, конечно, школа. Друзья из Латвии сообщают, что детям из русских семей запрещают общаться на родном языке даже на переменах. Мало того, что на уроки приходят проверяющие из учреждения, которое местные называют «языковым гестапо», и не дай Бог русский учитель обмолвится с русскими учениками словом по-русски – уволят и выгонят из профессии. Так теперь ещё и до перемен добрались.
Образование на русском языке ликвидировано полностью – от детского сада до университета. Названия улиц, связанные с русской историей и культурой, зачищены полностью. Нет больше улиц Ломоносова, Пушкина, Гагарина... Разрушены все памятники, посвящённые победе в Великой Отечественной войне.
Тотальная дерусификация территории – так это можно назвать. На Украине идёт тот же процесс. Но там его ещё можно повернуть вспять.
России надо добиваться, чтобы вместо расплывчатой формулировки о соблюдении европейских правил было зафиксировано жёсткое и конкретное требование: присвоить русскому языку на Украине статус государственного языка. Наравне с украинским. Только так можно обеспечить полноценное функционирование языка. Если понадобится ссылка на европейский опыт, пожалуйста – Финляндия. В стране два государственных языка – финский и шведский.
В этом можно убедить американских собеседников. Надо им прямо сказать: европейские правила в отношении русских не работают. Вот вам пример Прибалтики. А кроме того, на Украине русский является родным языком, языком семьи (mother tongue) не меньшинства, а большинства населения.
Языковой вопрос не менее важен, чем вопрос территорий. Может быть, и более важен, если смотреть стратегически. Русский язык – это мост, который в будущем свяжет Россию и Украину. Если моста не будет, Украина, даже потеряв территории, продолжит дрейфовать к западным берегам. Её молодое поколение потеряет связь с русским миром.
Государственный статус русского языка – ключ к разрушению проекта «Анти-Россия».
Макс Литвинов специально для проекта @wargonzo







































