Феномен кол-центров
Сообщения о рейдах против KK Park в Мьянме — часть нового глобального феномена. Кол-центры мошенников стали транснациональной индустрией, которая использует принудительный труд, скрытую инфраструктуру и «серые» зоны, чтобы избежать преследования.
За последнее десятилетие мошенничество сильно преобразилось: утечки данных и инструменты анализа позволили вести целевые атаки, нейросети стёрли языковые барьеры, а цифровые платежи упростили отмыв денег. Кооперация преступных сетей позволила выйти на новый масштаб и устойчивость доходов. Это уже не просто «телефонные аферы», а полноценные преступные экономики.
Объёмы ущерба в мировом масштабе оценить сложно. Тем не менее, глобальный ущерб от киберпреступности оценивается в 9.5 триллионов долларов США в 2024 году и, по прогнозам, продолжит расти, достигнув к 2025 году 10.5 триллионов долларов.
Крупные центры мошенников часто возникают в приграничных или слабо контролируемых государством регионах. Первые такие «фабрики обмана» были зафиксированы в Юго-Восточной Азии, но теперь модель экспортируется на Украину, в Грузию и Западную Африку.
Противодействие идёт на всех уровнях. Конвенция ООН против киберпреступности, которую подпишут на этой неделе в Ханое, обяжет участников обмениваться электронными доказательствами, экстрадировать преступников и защищать цифровые пространства.
Таким образом, организованное кибермошенничество стало частью новой цифровой реальности. Борьба с ним требует не только системного ответа государств, но и повышения грамотности людей. Критически важно быть бдительными, скептически относиться к непроверенным предложениям и постоянно обновлять знания о киберугрозах.