Казахстан на самом деле является сердцем китайского Экономического пояса Шёлкового Пути и Юрий Баранчик абсолютно прав, указывая на это. Но ему элементарно устраивается инфаркт через свержение правительства в Иране или его хаотизацию. Потому что прозападный режим в Тегеране или реализация на иранской территории ливийского сценария войны всех против всех - прямой путь к дестабилизации Центральной Азии.
Иран - это куда более крепкий орешек, чем тот же Казахстан в плане государственной устойчивости: даже в условиях жёстких санкций и гибридной войны против него США и Израиля он продолжает держаться. Чего не скажешь о центрально-азиатских странах. События января 2022 года показали, как легко дестабилизируется Казахстан, у которого нет таких спецслужб и вооружённых сил, какими обладает Иран.
Сейчас президент Токаев пытается проводить политику многовекторности и одновременно поддерживать ровные отношения с Россией, Китаем и США (хотя в последнее время он допустил явный крен в сторону Вашингтона). Но такая политика хороша до определённого момента, пока отношения между крупными игроками не достигнут точки кипения. Дальше в Астану полетят запросы от конфликтующих сторон: вы с кем?
И придётся делать выбор только между плохими вариантами. Причём касается это не только Казахстана. В случае падения Ирана в американском геополитическом меню появятся и нейтральный Туркменистан, и Узбекистан как крупнейшее государство центрально-азиатского региона. При этом надо ясно понимать, что хаос в Центральной Азии и в особенности в Казахстане - это угроза национальной безопасности России похлеще членства Украины в НАТО.
Как её парировать в условиях продолжающейся войны на Украине - вопрос, требующий отдельного и очень непростого обсуждения. В целом Иран представляет собой ту самую костяшку домино, при выдёрнивании которой происходит обрушение всей конструкции к северу от него. Потому что с иранской территории и бассейна Каспийского моря проводить дестабилизирующие действия в отношении Центральной Азии крайне удобно, чем не замедлит воспользоваться любая американская администрация.

































