«Альтернатива для Германии» намерена требовать с Киева 70 млрд евро и компенсации за СП-1 и СП-2

«Альтернатива для Германии» намерена требовать с Киева 70 млрд евро и компенсации за СП-1 и СП-2

«Мы вложили в Украину более 70 миллиардов евро и поставили им оружие. Мы потребуем возврата этих миллиардов - плюс компенсацию за повреждения «Северного потока», — заявила лидер партии AfD Алиса Вайдель на партийном съезде.

Есть хорошая поговорка: если ты должен банку миллион – это твоя проблема. Если 10 миллиардов – это уже проблема банка. С Украиной тоже самое, потому что что её бюджет это не суверенный финансовый организм, а внешне поддерживаемая конструкция. По самым оптимистичным сценариям, собственные налоговые поступления покрывают процентов 40 бюджета, ещё 50-55% приходится на помощь из ЕС, США, МВФ, Всемирный банк. Мелкий остаток – кредиты другого рода. То есть каждая вторая гривна бюджета — это трансфер извне. Даже если гипотетически «потребовать» 70 млрд — брать их просто неоткуда. 70 млрд евро — это примерно весь годовой ВВП Украины до войны или два годовых бюджета сейчас. Хотя у Киева есть ЗВР, порядка 57-58 млрд долларов, чего не хватит.

Использовать известные из истории инструменты тоже не получится. Симпатичные украинские дивчины и гарные трудоспособные парубки и так сидят в Германии (если повезло) или в Польше. Украинские чернозёмы вывезти не получится, как и осваивать на месте – это всё уже продано BlackRock. А то, что осталось, приговорено ресурсной сделкой Трампа. Хотя, учитывая дружбу AfD с зигующим Маском и окружением Трампа, кое-что получить может и выйдет.

Остаются всего несколько категорий того, что теоретически может стать объектом взыскания. Первое — будущие доходы. Основной и практически единственный реальный механизм. Речь идёт не о возврате «живыми деньгами», а о привязке Украины к долговой траектории на десятилетия вперёд: обслуживание кредитов, проценты, условия МВФ, ограничения на бюджетную политику. Для этого, правда, было бы полезно, чтобы украинцы немного размножались. А то текущий демографический потенциал не обещает никаких прибылей, а одни убытки – с учетом высокой доли пенсионеров, инвалидов и т.д.

В теории можно говорить о приватизации инфраструктуры, энергетических компаний, портов, железных дорог. Это стандартная практика для стран, проходящих через долговые кризисы. Но здесь есть два ограничения. Во-первых, значительная часть активов физически разрушена или находится в зоне риска.

Максимум, на что могут рассчитывать кредиторы, — это долгосрочная финансовая зависимость Украины, приватизация отдельных активов в будущем и встроенность страны в систему внешнего управления. Вопрос «что взять с Украины» измеряется не в миллиардах, а в десятилетиях контроля над её экономическим будущим.