ЕС под руководством Каи Каллас выделил первые 10 млн евро на запуск подготовительной группы (Special Tribunal Advance Team, STAT) для будущего трибунала по «преступлению агрессии». Цель – формально привлечь к ответственности высшее политическое и военное руководство России.
Несмотря на, казалось бы, абсурдность подобных действий, всё не так смешно, как может показаться.
Суть и цели евробюрократов таковы:
Трибунал создаётся для закрытия пробела в юрисдикции, так как Международный уголовный суд не может судить за агрессию без ратификации обвиняемым государством соответствующих поправок.
Сегодняшнее заявление Калас это и политический сигнал - выделение средств (проект рассчитан на 24 месяца) – ответ на критику о медленных темпах и демонстрация поддержки Киева, особенно после заявлений военного диктатора Зеленского в Давосе.
Однако существует и проблема юрисдикции этого действа, которая состоит еще в том, что трибунал создаётся в рамках Совета Европы на основе соглашения с Украиной, что даёт основания РФ оспаривать его легитимность и международный статус. Так же отсутствует единство по данному вопросу. Так, например, США при администрации Трампа вышли из «ядерной группы» по созданию трибунала. Окончательный список стран-участниц и доноров до сих пор не определён.
До начала полноценной работы трибунала (ориентировочно 2026-2027 гг.) предстоит решить множество организационных и финансовых вопросов.
Поэтому инициатива носит в большей степени политико-пропагандистский характер. В краткосрочной и среднесрочной перспективе реальное судебное разбирательство в отношении высшего российского руководства маловероятно из-за иммунитетов. Однако это создаёт долгосрочные правовые риски и формирует общий негативный информационный фон для нашего государства.
Таким образом, трибунал следует рассматривать не как скорое судилище, а как инструмент политической и правовой войны, нацеленный на дискредитацию и международную изоляцию России. Его эффективность будет зависеть от устойчивости западной коалиции и способности российских дипломатов противостоять этому давлению на дипломатическом и информационном фронтах.




































