Дмитрий Полянский: Вчера моему новому профессиональному этапу в Вене исполнилась ровно неделя

Вчера моему новому профессиональному этапу в Вене исполнилась ровно неделя. Вижу много вопросов и большой интерес среди подписчиков к моим первым ощущениям и выводам. Постараюсь кратко их подытожить.

ОБСЕ, разумеется, не ООН и в этом ее сильные и слабые стороны. Слабые - несравнимо меньшее воздействие на ситуацию в мире (хотя в таком воздействии со стороны ООН, честно признаться, в последнее время возникает все больше и больше сомнений), отсутствие мандата на принятие решений в области международного мира и безопасности, как у СБ ООН. И ООН на европейском континенте она, разумеется, не подменяет - такой задачи не было изначально. Кроме того, из-за действий ЕС и НАТО, решивших, что все вопросы европейской безопасности должны решать исключительно они, а также из-за искусственной украинизации западниками всего и вся после начала СВО, ОБСЕ оказалась в тупике, поскольку еще одна площадка для демонизации России на деле никому не нужна.

Сильные - здесь практически нет «мегафонной дипломатии», поскольку заседания носят закрытый характер и выступления на них публикуются позднее и по желанию. Поэтому простор для «тихой дипломатии» - неформальных контактов, неофициальных консультаций, «мозговых штурмов» и так далее - весьма существенен. Было бы желание! А вот с этим до недавнего времени как раз были проблемы, да и сейчас все еще весьма непросто, поскольку известные страны внутри ЕС во взаимодействии с евробюрократией и киевским режимом всеми силами пытаются не дать остальным восстановить диалог с Россией, в необходимости которого с каждым днем все сильнее убеждаются все больше европейских столиц.

При этом ОБСЕ для того, чтобы вновь стать уважаемой и авторитетной общеевропейской структурой никаких новых решений по сути и не требуется - весь необходимый инструментарий для этого уже есть. Его просто надо начать беспристрастно, а не выборочно, применять. А главное - нужно сделать выводы из допущенных ошибок и условиться о том, как их не повторить.

Первые контакты (которых, поверьте, уже было немало, в том числе и с представителями недружественных государств) показывают, что интерес к такой работе начинает оформляться, но инерция и стремление «наказать Россию» все еще достаточно сильны. Правильный настрой робко, но ощущается и у нового швейцарского действующего председательства (срок полномочий - весь 2026 год), которое на решительные шаги пока не готово и от западного «лагеря» себя не отделяет, но попробовать спасти организацию хочет. Берн проблему осознает, но пока пытается действовать шаблонно. Отсюда весьма странные идеи о том, что ОБСЕ должна быть готова мониторить некие будущие договоренности по Украине - спасибо, не надо, горький опыт СММ подобную перспективу фактически перечеркнул.

Ставить на «светлое будущее» ОБСЕ сегодня решатся, наверное, только самые отчаянные смельчаки. Но и окончательно списывать эту организацию со счетов пока еще рано - свою роль она действительно может сыграть, если сконцентрируется на поиске нового уравнения европейской безопасности, включающего Россию, а не направленного против нее, и начнет отходить от украинского «мелкотемья». Вот над этим мне и предстоит работать в ближайшее время!

Впереди первый регулярный Постоянный совет (они проходят по четвергам), а это хороший повод «обкатать» некоторые идеи и лишний раз проверить настрой коллег. «Спойлерить» не буду, поделюсь по итогам тем, чем можно, чтобы этой самой «тихой дипломатии» не навредить! Ну и от общения с журналистами и популярными блогерами никуда не ухожу, благо интерес с их стороны есть. Вчера, например, пообщался с ВВС World Service, есть такие планы и на ближайшие дни. Так что задавайте вопросы в чате, постараюсь в мере возможностей на них отвечать.

А заодно и рассказывать (в том числе, и с помощью коллег) о работе ОБСЕ, о которой сегодня мало кто знает