ДЕФОЛТ ОТМЕНЯЕТСЯ
Олег Царёв, политик, автор канала @olegtsarov
Украина завершила реструктуризацию долга и обмен ВВП-варрантов на облигации. Варранты с погашением в 2038 году на общую сумму $2,64 млрд меняются на облигации на сумму $3,5 млрд с погашением в 2030—2032 годах.
Восемь месяцев назад, когда многие СМИ писали о возможном дефолте страны, я отвечал, что денег у Украины на самом деле много и она может платить по долгам — просто не хочет. Я оказался прав: Киев дожал владельцев ВВП-варрантов.
Что такое ВВП-варранты? В 2015 году, после кризиса и войны в Донбассе, Киев реструктурировал внешний долг и, чтобы уговорить кредиторов на списание/отсрочки, выдал им бумаги, выплаты по которым завязаны на будущий рост украинской экономики.
Это не обычные облигации: там нет привычной выплаты купонов каждый год и возврата номинала. Смысл другой: если Украина после войны покажет быстрый рост, держатели варрантов получат крупные выплаты.
ВВП-варранты начинают давать доход, когда рост ВВП превышает определённый порог (обычно это 3%), а до 2025 года ещё действовал ограничитель: выплаты не могли превышать 1% ВВП. Дальше этого ограничителя уже нет — и вот тут для Киева начинался риск: если экономика после войны вдруг выстрелит, платить по варрантам пришлось бы много и долго.
Чтобы кредиторы согласились на нынешний обмен, Киев дополнительно платит наличными около $130 млн. Таким образом, только на обмене облигаций Киев теряет почти $1 млрд. Но операция для него всё же очень и очень прибыльная.
Украинский Минфин посчитал, что без этого манёвра Киеву пришлось бы на протяжении 13 лет выплачивать от $6 млрд до $20 млрд (в зависимости от темпов роста ВВП). Обменом Киев фиксирует понятные сроки и суммы и убирает риск, что «за хороший рост» придётся отдать кредиторам колоссальные деньги. На фоне тех денег, которые собирается давать Украине ЕС, и уже накопленных Киевом рекордных золотовалютных резервов расходы на выплаты будут более чем скромные. По данным НБУ, на 1 декабря 2025 года международные резервы Украины составляли около $54,7 млрд — рекордный уровень за историю независимой Украины, во многом за счёт поступлений помощи от Запада.
С Киевом всё понятно. Но почему владельцы варрантов пошли на ухудшение своих условий? Ответ только один. Кредиторы обменяли инструмент, который мог принести много денег при сильном росте Украины, на более предсказуемые облигации. И это говорит о том, что рынок не уверен ни в темпах восстановления, ни в сроках окончания войны.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.










































