«Стратегия анаконды» и «эффект бабочки»: зачем Америке Венесуэла?
Стратегия анаконды и эффект бабочки: зачем Америке Венесуэла?
Ситуация с Венесуэлой будет, пожалуй, главным сюжетом американской внешней политики как минимум в первом полугодии 2026 года. В отличие от Гренландии и Канады, к которым Трамп быстро охладел (впрочем, временно, к ним тоже непременно вернется), за Венесуэлу американцы взялись основательно.
Что происходит?
В истории Америки стратегия анаконды имеет два основных значения. Так называли:
план генерала Уинфилда Скотта времен Гражданской войны (1861-65) по блокаде портов Юга и захвата р.Миссисипи для удушения Конфедерации;
операцию в Афганистане (2002) по уничтожению (запрещенной в России) Аль-Каиды и (разрешенных) Талибан в горных районах.
В общем виде "стратегия Анаконды" предполагает удушение противника через морскую блокаду и контроль над торговыми путями.
Похоже, что выпутаться из этого кольца Мадуро с каждым днем все сложнее. Чтобы отсечь Россию от какой-либо (политической) помощи Венесуэле, американцы запараллелили давление на Венесуэлу с интенсивной дипломатией и переговорами по Украине. Ссориться в такой ситуации с Трампом очевидно никто не захочет...
В чем подвох?
План Трампа по размену Мадуро на Зеленского в Вашингтоне обсуждался давно. Расчет ан то, что для Москвы закончить с конфликтом на Украине важнее.
Тем более что реально как-то помочь Венесуэле если (и когда) США перейдут к более наступательным действиям, вариантов немного. Тут и объяснять ничего не нужно, достаточно взглянуть на карту. Проблемы для Москвы в таком развитии событий как минимум две:
гипотетическая: для США уход Мадуро решает проблему Венесуэлы, а для России уход Зеленского проблему Украины решает вряд ли (впрочем, пока никто никуда не собирается уходить).
реальная: Венесуэла важный член ОПЕК. По доказанным запасам сырой нефти Венесуэла номер один в мире (304 млрд барр) больше, чем сауды (Россия на 8-м, США на 9м). Из этого количества она экспортирует всего 4 млрд. Потенциал колоссальный.
Трамп прямо говорит, что Венесуэла украла у США их нефть. Точно так Карабас-Барабас жаловался, что "мошенник Карло" украл у него кукольный театр.
Если это происходит, Америка убивает 3-х зайцев:
правительство США и американские компании получают огромную прибыль
США получают долгосрочный источник подпитки своих экономических, военных и технологических амбиций (никакие технопрорывы не могут состояться без больших объемов энергии)
США получают рычаг геополитического контроля над ключевыми нефтедобывающими странами, включая Россию и Саудовскую Аравию (а также Алжир, Ирак, ОАЭ, Нигерию) и Китай, который очень зависим от этих стран в плане поставок. Такой рычаг давления на ключевой ресурс российской экономики потенциально еще большая проблема, чем украинский рычаг.
Такой вот эффект бабочки: крылышками машут в одном месте, а эффекты будут возникать в другом.
Что делать?
Подобно американцам серьезно провести ревизию своих (гео)политических активов в мире. Если Венесуэле нельзя помочь, нельзя спасти, она не приоритетна (нужное подчеркнуть) это один образ действия.
Если она нужна и важна, сама ли по себе, или как часть более широкого замысла важно не спускать ее до уровня простого размена.
Оставляя за собой контроль над приобретенным в ходе СВО, важно не остаться без ресурса к долгосрочному росту.
Т.о. разговор о Венесуэле важно вести не только в привязке к Украине (если таковой ведется), но и в привязке к позициям России на европейском энергорынке. Звучит сюрреалистично, но иное чревато всем тем, о чем сказано выше.