Алексей Васильев: Произошло эпохальное событие, которое скорее всего войдёт в учебники истории как некий водораздел в глобальной политике, наподобие речи в Фултоне - я о новой американской стратегии национальной безопасности

Произошло эпохальное событие, которое скорее всего войдёт в учебники истории как некий водораздел в глобальной политике, наподобие речи в Фултоне - я о новой американской стратегии национальной безопасности.

Документ и впрямь радикальный. Но большинство аналитиков почему-то смакуют отдельные «острые» пассажи про Европу или Украину, упуская главное — а зачем это все Штатам нужно-то?

В каком-то смысле «доктрина Монро» эволюционировала в «доктрину Трампа». Ну либо в «доктрину Монро-Трампа»: жёсткую, бескомпромиссную, но все еще сфокусированную исключительно на американских интересах. Причем идеологии там мало — эпоха Трумэна и его упражнений в риторике окончательно канула в лету. И принципов там тоже нет, есть только интересы, а ради них можно всё.

Во-первых, Америка в тексте прямо заявляет, что её безопасность и благосостояние зиждутся на тотальном лидерстве (технологическом, военном, экономическом — любом). И она будет активно гегемонить, используя весь арсенал: от санкций и политического давления до военной силы.

Отношения с ЕС и НАТО в тексте пересмотрены кардинально. От патернализма («американский зонтик») Вашингтон переходит к жёсткому прагматизму и выгоде. Европейские элиты и транснациональные структуры ЕС открыто критикуются за свою политику, которая ведёт к «потере идентичности».

США нужна сильная, уверенная в себе Европа-союзник. Если ЕС на это не способен — его, судя по всему, будут методично дробить на более управляемые национальные государства, используя их как свою «кормовую базу». НАТО теперь как клуб по интересам с жёстким условием взносов (те самые 5% ВВП на оборону будут только расти).

Ну и Россия, конечно. Это, пожалуй, самый разительный поворот. На удивление, в тексте нет вражды и указан чёткий курс на «скорейшее прекращение военных действий на Украине» ради стабилизации экономик Европы и «восстановления стратегической стабильности в отношениях с Россией».

США утверждают, мол, они признают суверенитет России и её статус ключевой региональной силы, с которой придется договариваться.

Конечно, верить чему-либо из текста безоговорочно и радостно раскрывать Штатам объятия — идея плохая. Реальное положение вещей в открытых источниках не декларируется. Все это является скорее жестом для внешних стран. И использовать это для собственной выгоды мы способны.

Дело в том, что они всеми силами хотят недопустить союз РФ с Китаем. Китай — их единственный истинный противник. Просто потому что это единственная страна, которая бросает вызов американской гегемонии в ключевых для неё сферах. Его будут дожимать безжалостно и всеми средствами. Вся остальная мировая архитектура теперь выстраивается с оглядкой на это противостояние.

Еще примечательное: стратегия хочет, чтобы значение Ближневосточного региона падало благодаря демпингу на энергорынках (ну, чтобы совсем никто не смог конкурировать с США за счёт ресурсов). Здесь, впрочем, витает некоторая иллюзия, будто нефть Венесуэлы или других альтернативных источников легко заменит традиционные потоки. А это требует изрядно времени и денег.

В общем-то, ничего неожиданного в тексте нет. США все еще жаждут быть империей неоколониального типа, просто сместили акцент с громких слов на прагматику и прямой цинизм. Их цель — подбить каждый процесс в мире под себя: раздробить потенциальных конкурентов, локализовать и взять под контроль конфликты, перевести отношения с крупными игроками в плоскость сделок и сконцентрировать все силы на сдерживании тех, кто опасен.

Ну и на идеологической почве происходит противоставление правой "консервативной" позиции, против левой, "повесточно прогрессивной". Причём ЕС в этом плане стал для США большим врагом, чем Россия. Что добавляет красок во всю картину.

Русский Инженер -
подписаться