РАЗДРАЙ В ГРУППЕ ПОДДЕРЖКИ, ИЛИ ПОЧЕМУ ЕВРОПА ОТКАЗЫВАЕТСЯ ВООРУЖАТЬ УКРАИНУ
Telegram-канал «Военная хроника» @Warhronika
Начало декабря выдалось особенно интересным не только из-за переговоров Владимира Путина со Стивеном Уиткоффом и Джаредом Кушнером в Москве, но и в связи с развитием крайне любопытных событий в Европе. Сначала появились сведения, что правительство Италии отложит указ об оказании военной помощи Украине на следующий год. Днём позже заместитель премьер-министра этой страны и глава МИД Антонио Таяни заявил, что Италия приостанавливает участие в закупках американского оружия для Украины в рамках программы PURL, поскольку это участие «преждевременно» и, если боевые действия прекратятся, оружие больше не понадобится. Всё это произошло на фоне заявления премьера Италии Мелони, которая заверила, что военную помощь Украине продолжат оказывать. Параллельно генсек НАТО Рютте сообщил, что альянсу необходимо выделять минимум €1 млрд в месяц на закупки вооружений.
Программа PURL (Prioritized Ukraine Requirements List) задумывалась как альтернатива бесплатному американскому оружию времён Джо Байдена, но в реальности не только не помогла Украине, но и расколола НАТО, обнажив реальные финансовые и промышленные возможности стран, входящих в альянс. Изначально участие в этой программе предполагало, что страны-партнёры вносят средства в общий фонд согласно приоритетному списку потребностей, согласованному Украиной с США и НАТО. В теории это позволяло координировать закупки и быстрее доставлять на фронт то, что нельзя заменить европейскими аналогами. Но всего за полгода стало ясно, что война на Украине устраивала НАТО, пока США заваливали ВСУ бесплатным оружием.
С 2022 года из наличия у армии США администрация Байдена выдала ВСУ 74 (!) пакета военной помощи общей стоимостью более $34 млрд, последний из которых был отгружен в начале января 2025 года. Только за счёт двух пакетов военной помощи в январе 2023 года США потратили на Украину больше, чем все страны НАТО в рамках инициативы PURL, вместе взятые: 6 и 18 января 2023-го администрация Байдена выделила $2,85 млрд и $2,5 млрд помощи, в которую вошли 109 БМП Bradley, 100 БТР М113, почти 500 HMMWV, а также многочисленная артиллерия и боеприпасы к ней. Остатками этой роскоши украинская армия, к слову, пользуется по сей день. Всех союзников по НАТО такое положение дел более чем устраивало, поскольку война на 80% велась американскими ресурсами.
Фактически только сейчас страны НАТО начинают в полной мере осознавать стоимость поддержки войны на Украине, и Италия может оказаться лишь первой в списке отказников, поскольку другие страны тоже обдумывают свои ходы. Например, Великобритания и Франция, для которых продолжение войны на Украине выгодно только в том случае, пока её финансируют за чужой счёт.
Скорого «парада суверенитетов» в НАТО ожидать не стоит, но вариантов у стран Европы немного: либо тратить все деньги на закупки американских вооружений, либо производить столько же, но уже самим, причём не только замещать «кровь войны» — бронетехнику, артиллерию и боеприпасы в огромных объёмах, — но и параллельно производить достаточно аналогов американских ЗРК Patriot, которых у Европы просто нет. Отражение в цифрах такая политика уже нашла: в октябре сообщалось о сокращении военной помощи Украине на 43%. Даже если случится чудо и Европа выделит Украине ещё €4—5 млрд на закупку вооружений в США, снова придётся выбирать, на что тратить эти деньги: на системы ПВО, бронетехнику или что-то ещё, что может помочь ВСУ продержаться на земле ещё немного времени.
Вся история вокруг пробного итальянского демарша показывает не просто усталость Европы — она показывает предел системы. Системы, в которой разговоры о «мощном европейском плече поддержки» прикрывали давно возникший кризис самого НАТО. Его способность мобилизоваться, тянуть войну в одиночку без США и оставаться единой структурой, в которой все понимают, что именно нужно делать.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.




































