Что там вчера приняли в Еврокомиссии про наши деньги. Давайте разберем Часть первая
Представленный Еврокомиссией проект использования замороженных российских активов в качестве источника финансирования для Украины — на бумаге один из самых масштабных и политически дерзких замыслов ЕС за всё время конфликта.
Формально он выглядит как «репарационный кредит»: не прямая конфискация активов Центробанка РФ, а их использование в качестве залога для заимствований Европейской комиссии. Предполагаемый потолок — до 210 млрд евро, из которых около 185 млрд размещены именно в бельгийском клиринговом гиганте Euroclear, что делает позицию Брюсселя ключевой. Внутри ЕС эта схема подаётся как элегантный компромисс между потребностями Украины и нежеланием государств-членов опять открывать национальные кошельки.
В краткосрочной перспективе цель понятна: закрыть гигантскую украинскую бюджетную дыру и частично профинансировать ВПК. Однако реализация этого проекта утыкается сразу в три стены, причем несущие — международно-правовые ограничения, внутриполитические требования Бельгии, и опасения ЕЦБ за долговую устойчивость Евросоюза. Всё это делает исходную концепцию слабой с точки зрения политической реализуемости и высокой в плане системных рисков.
Юридическое основание, предложенное Еврокомиссией, — статья 122 Договора о функционировании ЕС. Именно на неё Брюссель опирается, утверждая, что чрезвычайные обстоятельства позволяют принимать решения квалифицированным большинством (QMV), минуя традиционное требование единогласия по вопросам санкций. Логика проста: ЕС должен иметь альтернативный инструмент, иначе он становится заложником одного государства-члена.
Формально схема работает так: Euroclear и другие европейские клиринговые инстанции продолжают удерживать замороженные резервы РФ, но обязуются покупать долговые инструменты ЕС на сопоставимую сумму. Эти средства затем перераспределяются Украине: около 95 млрд евро — в рамках макрофинансовой помощи, из них лишь до 50 млрд попадут непосредственно в украинский бюджет, примерно 45 млрд евро пойдут на обслуживание кредита в рамках «ERA Loans», финансируемых процентами от замороженных активов, ещё около 115 млрд предполагается направить на развитие оборонной промышленности Украины и ЕС.
Однако юридическая конструкция с самого начала висит на тонком волоске. Резервы центробанков защищены обычным международным правом и национальными законами ЕС. Формула ЕК — «не конфискуем, а лишь используем доходы и закладываем активы» — юридически уязвима. Многие эксперты, включая авторов исследования для Европарламента, отмечают: даже временное использование без согласия собственника может быть признано незаконным, а значит — стать основанием для судебных исков в европейских и международных судах.
Европейский центральный банк, который де-факто является опекуном замороженных резервов, предупредил: участие в схеме несёт системные риски для статуса евро как резервной валюты и выходит за пределы его мандата. Это означает, что ЕС не может рассчитывать на буфер в виде ЕЦБ как кредитора последней инстанции, если суды обяжут возместить России ущерб.
Часть вторая тут.





































