ЛИКВИДАЦИЯ СОВЕТА РОССИЯ — НАТО: ПОЧЕМУ ИМЕННО СЕЙЧАС?
Профессор Института медиа НИУ ВШЭ, кандидат политических наук Дмитрий Евстафьев @dimonundmir
Одним из наиболее заметных, если не единственным значимым результатом встречи министров иностранных дел стран НАТО, проходившей в Брюсселе 3 декабря 2025 года, стала ликвидация Совета Россия — НАТО. Встреча в целом проходила в атмосфере нескрываемого уныния, наиболее ёмко выраженного президентом некогда нейтральной и процветающей Финляндии Александром Стуббом, призвавшим «готовиться к миру» на Украине. А фактически — к признанию провала всей многолетней стратегии евроатлантистов в отношении России, которую они пытались реализовывать, опираясь на антироссийский режим в Киеве.
Лежащее на поверхности объяснение смысла данного действия: это попытка медийно компенсировать политическое поражение евроатлантистов, которые сами себя вывели за рамки мирного процесса по Украине. А заодно хоть чем-то прикрыть явную растерянность, царящую в европейских политических кругах и постепенно переходящую в европейские общества после неожиданного — правда, только для европейцев, утративших чувство реальности, — заявления президента России В.В. Путина о готовности ответить на угрозы войны со стороны Европы симметрично.
Но это только первый слой. Напомним предысторию: Совет Россия — НАТО был создан в мае 2002 года на встрече в верхах Россия — НАТО, проходившей в Риме. Заключая соглашение с Москвой о создании подобного института, страны НАТО заявляли, что ставят точку в холодной войне. На деле они стремились формально закрыть вопрос с требованиями России дать ей право голоса в решении вопросов европейской безопасности. Внешне выглядя как механизм интеграции России в систему европейской безопасности, на деле Совет Россия — НАТО выступал инструментом изоляции Москвы от процесса формирования такой системы безопасности, единственной основой которой провозглашалось НАТО. Но даже это — создание института, ограничивающего влияние России на политику Запада «консультациями», — было вынужденным шагом: НАТО проводило очень непростые операции в Афганистане и нуждалось в поддержке со стороны Москвы.
Можно сказать, что именно в момент подписания соглашения о совете евро-атлантические элиты взяли курс на раскол Европы, превращая её безопасность в «разделённую» — в противовес тезису Москвы о неделимости безопасности. Если разобраться, стратегическая задумка, заложенная Западом в создание совета, заключалась в максимальном выхолащивании содержания из диалога с Россией по вопросам европейской безопасности, в превращении его в ритуализированную фикцию, в создании у Москвы «иллюзии сопричастности».
В действительности совет даже в таком качестве не функционировал уже давно. Причём не с ноября 2021 года (за несколько месяцев до начала СВО), когда приостановило свою работу представительство России при НАТО. А с 2008 года — с момента, когда Россия провела операцию по принуждению режима М. Саакашвили к миру. Но дело было не только в операции как таковой, а в понимании в НАТО стратегического значения речи Путина на Мюнхенской конференции полутора годами раньше — 10 февраля 2007 года, когда российский президент ясно дал понять, что нашу страну не устраивает фиктивный диалог, которым прикрывается разворот НАТО против России — к действиям, не учитывающим её интересы, к развёртыванию военной инфраструктуры непосредственно у границ нашей страны. После этого в рамках совета возникала спорадическая активность, но о системной работе речь уже идти не могла, даже в формате «консультаций».
Остаётся вопрос: почему ликвидация давно не работавшего органа произошла именно сейчас и зачем натовцы так долго выжидали, сохраняя оболочку, в которой уже давно не было содержания?
Ответ напрашивается сам собой:
Читать далее — https://telegra.ph/LIKVIDACIYA-SOVETA-ROSSIYA--NATO-POCHEMU-IMENNO-SEJCHAS-12-04
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.





































