Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова для программы «Военная приемка»(Москва, 30 ноября 2025 года)
Вопрос: С какими вызовами сталкивается российская система экспорта вооружений в современных условиях, и как мы им противостоим на международной арене?
С.В.Лавров: Вызовы те же самые, что и при экспорте любого другого нашего товара, энергоносителей и готовых изделий. Санкции и попытки оправдать их тем, что необходимо наказать Россию за её «поведение» на Украине. На самом деле, это нечистоплотная и неконкурентная борьба.
Это очередной пример того, как Запад расписался в абсолютной недоговороспособности. В данном случае – в отстаивавшихся западными странами на протяжении долгих десятилетий правил глобализации: свободного рынка, честной конкуренции, презумпции невиновности и многого другого.
Все это «пошло прахом», как только Запад понял, что он проигрывает конкуренцию. Он цеплялся за любые предлоги. В данном случае «кстати» пришлась наша специальная военная операция, хотя санкции против отечественного и оборонного сектора вводились и задолго до нее.
Мы знаем, как этому противодействовать, потому что подавляющее большинство незападных стран не хочет смириться с тем, чтобы «плясать под эту дудку» всю оставшуюся жизнь. Все хотят торговать по-честному, а те, кто искренне хотят совершать взаимовыгодные сделки, всегда найдут цепочки и финансовые, и банковские, и логистические, что сейчас и происходит.
Вопрос: Позволю себе маленькую ремарку. Мы, когда ездим на выставки вооружений, у нашего оператора на спине русскими буквами написано «Военная приемка». Когда были, например, в ЮАР, видели (мы такого никак не ожидали): идёт местный «дядечка», расстегивается, а там георгиевская лента с «Z». Это местная элита, именно южноафриканская.
К России отношение гораздо более открытое в этих странах. В Бразилии то же самое. Люди подходили и когда видели, что мы – российское телевидение, то доходило вплоть до того, что «давайте дадим вам интервью».
Россия веками экспортирует вооружение. Уже в XX и XXI веках советские (позже российские) системы вооружений стали символом недосягаемого для конкурентов качества. Некоторые из них нашли отражение даже в геральдике многих стран. Можно ли говорить, что за нашей страной, за ее военным, технологическим и историческим наследием сейчас закрепилось реноме надежного гаранта безопасности?
С.В.Лавров: Короткий ответ – да, безусловно. Мы говорили о том, что у нас абсолютно конкурентоспособная продукция. Она овеяна славой, в том числе славой борьбы против колониализма.
Калашников – это символ деколонизации. Африканские страны прекрасно помнят, как их деды и отцы добивались независимости при помощи советского (в то время) оружия и при помощи наших советников, прицельно работавших «на земле» над задачами, которые решали новые независимые государства в борьбе с колониализмом.
Так что и в современных условиях, уже в более продвинутых технологических обстоятельствах, мы совсем не уступаем в этой «гонке».
Когда идут репортажи с различных салонов авиационной техники или другой военной продукции, я горжусь тем, как принимают наши изделия. Нисколько не сомневаюсь, что это – часть российского авторитета на международной арене, часть материальной основы российской внешней политики.
Мы всегда будем скоординировано продвигать те задачи, которые ставит Президент России В.В.Путин в доктринальных документах, касающихся действий России, защиты её законных интересов на международной арене.




































