Украина может заключить мир с Россией, даже если не добьется «полной победы», к которой стремится. Об этом заявил посол Украины в Великобритании Валерий Залужный.
Для формирования самого срока окончания войны одних информационных поводов явно недостаточно. Окончание или остановка войны, особенно войны на истощение, будет зависеть от совокупности достижений или потерь на военном, экономическом и политическом фронтах. Конечно, обвал на одном из них может повлечь появление лишь предпосылок для её окончания.Однако и устойчивость всей конструкции абсолютно зависима от устойчивости и потенциала других. И закономерно, что именно ситуация на политическом фронте в России не допустит этого без значительных уступок или полного поражения с нашей стороны.
Сегодня трудно сказать, понимают ли это посредники, которые пытаются вырисовать сценарии для Украины. Но тот факт, что каждый раз условия не становятся лучше для Украины, — очевиден.
Формируя политическую цель войны, важно помнить, что война не всегда завершается победой одной стороны и поражением другой. Так было во Второй мировой, но это редкое исключение, ибо так почти никогда не бывало в человеческой истории. Подавляющее большинство войн завершается либо взаимным поражением, либо каждый уверен, что победил, либо другими вариантами.
Мы, украинцы, конечно, стремимся к полной победе — распаду Российской империи. Но не можем и отвергать вариант долгосрочного (на годы) прекращения войны, потому что именно это слишком распространённый в истории войн способ её завершения. Вместе с тем мир, даже в ожидании следующей войны, даёт шанс на политические перемены, на глубокие реформы, на полноценное восстановление, экономический рост, возвращение граждан.
Можно даже вести речь о начале формирования безопасного, максимально защищённого государства благодаря инновациям и технологиям. Формирование и укрепление основ справедливого государства через борьбу с коррупцией и создание справедливого суда. Экономическое развитие страны, в частности, на основе международных экономических программ восстановления.
Ещё один важный аспект формирования политической цели сегодня — это гарантии безопасности. Само понятие прекращения войны сегодня не только очевидно, но и востребовано определёнными причинами. Эти причины носят как региональный, так и глобальный характер. Сам путь реализации усилий для достижения этого сегодня, к сожалению, маловероятен.
Прежде всего, для этого отсутствуют предпосылки. Едва ли не основной из них являются активные боевые действия высокой интенсивности и удары по экономике с обеих сторон, которые до сих пор продолжаются. Именно поэтому смещение акцента с переговоров о прекращении огня до заключения окончательного мирного соглашения несёт невозможность даже их восприятия в Украине из-за недопустимых для нас условий. Потому что мы уже заплатили слишком высокую цену.
Во-вторых, в условиях, когда уже не существует понятия международного права и системы поддержки этого права, заключение таких соглашений без создания гарантий долгосрочной безопасности абсолютно невозможно.
Такими гарантиями безопасности могли быть: вступление Украины в НАТО, размещение на территории Украины ядерного оружия или размещение большого, способного противостоять России, воинского контингента. Однако сегодня об этом речь не идёт. А с учётом и технологической, и доктринальной неготовности любой страны — участницы НАТО или другой, кроме России, Украины и Китая, этот вопрос принципиально не может рассматриваться. А значит, вероятно, война будет продолжаться. И не только в военной, но и в политической и экономической сферах.
Ещё одним аспектом является постепенное удешевление войны благодаря развитию технологий, с одной стороны, и увеличению ударных возможностей, с другой. Это, в конце концов, может привести к ситуации, когда России со временем нужны будут такие же гарантии безопасности. Как бы странно это ни звучало. Тогда, предположительно, основой гарантий безопасности должны быть капиталы, которые смогут взаимно гарантировать их сохранность.






































