УДАСТСЯ ЛИ НАТО БЫСТРО ПОДГОТОВИТЬСЯ К ВОЙНЕ С РОССИЕЙ?

УДАСТСЯ ЛИ НАТО БЫСТРО ПОДГОТОВИТЬСЯ К ВОЙНЕ С РОССИЕЙ?

Telegram-канал «Военная хроника» @Warhronika

История про желание НАТО в 15 раз сократить время переброски своей техники (с 45 суток до трёх) на восточный фланг тянется уже давно и имеет множество подводных камней. Всего за год до начала СВО организация CEPA* (Центр анализа европейской политики, США) выпустила доклад, в котором бывший командующий армией США в Европе Бен Ходжес рассказал занимательную историю, как армия США едва не угробила несколько десятков БМП Bradley при переброске по железной дороге в Польшу. Маршрут пролегал через несколько десятков различных мостов. Их все заранее измерили, чтобы техника прошла по высоте. За исключением одного. Об него дорогостоящие американские БМП, закреплённые на платформах, во время движения поломали командирские прицелы, из-за чего функционально машины были выведены из строя на несколько недель. Этот эпизод Ходжес использовал как демонстрацию того факта, что европейская инфраструктура задолго до начала СВО физически не была готова к масштабным и быстрым передвижениям сил НАТО.

После начала СВО Ходжес не раз подтверждал свои оценки. Он, в частности, говорил, что транспортных возможностей и инфраструктуры, которые обеспечивали бы быстрое перемещение сил НАТО по Европе, нет в достаточном количестве. Ходжес отмечал также, что если из Атлантики прибудут крупные подкрепления (то есть силы США), которым нужно будет быстро переместиться на восток, то препятствиями станут как нехватка железнодорожных путей, слишком узкие и крутые дороги, недостаточная информация о трассах и мостах, разная ширина железнодорожной колеи, так и парализующая бюрократия.

Последняя особенно наглядно демонстрирует европейскую солидарность: для пересечения военной техникой сухопутной границы одна из стран ЕС требовала от своих союзников предварительного уведомления за 45 дней, а другая вообще отказывалась пропускать технику через свою территорию из-за превышения допустимого веса.

Иллюстрируя пропускную возможность железных дорог некоторых особо развитых стран НАТО Ходжес говорил, что у немецкой железной дороги Deutsche Bahn достаточно вагонов для одновременной переброски полутора бронетанковых бригад — и не более. Франция в 2022 году вообще не смогла отправить танки в Румынию по суше как раз из-за проблем с логистикой. Их пришлось везти через Средиземное море. И если бы речь шла о реальной войне РФ — НАТО, смысла в этой операции было бы ноль, поскольку время всегда имеет решающее значение.

Логистическая проблема для европейцев в этом плане стоит даже острее, чем вопрос, где взять деньги на дальнейшую поддержку Украины. Сумма финансирования последней к концу 2025-го — началу 2026 года составит примерно €200 млрд. А на проект по модернизации логистической сети в марте 2025 года требовалось не менее €70 млрд. Но есть нюанс. С учётом того, что стоимость лишь одного из самых скандальных евродолгостроев, Rail Baltica, за несколько лет увеличилась вчетверо и достигла почти €25 млрд, есть большие сомнения, что европейцы представляют себе истинный масштаб проблемы.

В некотором смысле история с железными дорогами Европы рискует повторить тот же цикл истерии, что и «угроза от российских дронов». Сами европейцы в угрозу не верят, но под неё удобно выбивать бюджеты. Уже сейчас заметно, что разговоры о модернизации инфраструктуры будут всё активнее подтягивать под общий русофобский нарратив: «Надо срочно укреплять железные дороги перед лицом агрессивной России». А под это дело можно списать любые суммы.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

* Признана в РФ нежелательной.

Специально для RT. Подписаться