Издание Politico сообщило, что ни Украина, ни Франция в настоящее время не располагают необходимыми финансовыми ресурсами для реализации соглашения о поставке Киеву ста многоцелевых истребителей Rafale в течение ближайших десяти лет.

Как отмечает издание, планы украинских властей создать новую авиационную группировку на основе французских Rafale и шведских Gripen E вызывают «недоумение» среди европейских дипломатов, учитывая тяжёлое состояние государственных финансов Украины и дефицит бюджета Франции. По мнению источников, реализация этих планов напрямую зависит от решения вопроса о замороженных российских активах, которые Запад рассматривает как потенциальный источник финансирования для нужд Киева.

В понедельник Зеленский и Эммануэль Макрон подписали документ о намерениях, предполагающий закупку до 100 французских истребителей Rafale производства компании Dassault Aviation в течение десятилетия. Соглашение было заключено спустя несколько недель после аналогичных договорённостей со Швецией, предусматривающих приобретение 100–150 одномоторных истребителей Gripen E.

Однако, как подчёркивает Politico, несмотря на символическую поддержку Европы, Киев сталкивается с множеством серьёзных проблем: от финансовых и логистических до производственных. Даже при наличии средств Украина не сможет получить эти самолёты в короткие сроки — мощности западных производителей ограничены, а портфели заказов расписаны на годы вперёд.

Эксперты указывают, что эксплуатация смешанного парка истребителей приведёт к росту расходов и организационных сложностей. Отсутствие единой базы запчастей, необходимость подготовки отдельных групп пилотов и механиков для разных типов самолётов увеличивают нагрузку на систему снабжения и обучения. Директор парижского центра исследований безопасности IFRI Эли Тененбаум пояснил, что такая стратегия допустима лишь при наличии не менее сотни самолётов одного типа, тогда эффект масштаба оправдает затраты.

Финансовый аспект остаётся ключевым препятствием. Стоимость одного Rafale без вооружения оценивается от 70 до 100 миллионов евро, а с учётом ракет и оборудования может достигать 250 миллионов. Один Gripen обходится примерно в 125 миллионов евро. Даже по минимальным расчётам речь идёт о десятках миллиардов евро.

По данным Politico, Франция, испытывающая серьёзное давление из-за бюджетного дефицита, не готова использовать государственные средства для финансирования сделки и не собирается передавать истребители из собственных запасов. Париж рассчитывает задействовать европейские механизмы финансирования и средства, полученные от замороженных российских активов. Макрон заявил, что «финансирование будет предоставлено в рамках этого соглашения» и указал на возможное использование программы ЕС SAFE (на сумму 150 млрд евро) и механизма «Большой семёрки», предполагающего кредиты под проценты от российских активов. Однако, как уточняет издание, пока страны ЕС не пришли к единому решению, как именно использовать арестованные российские средства — общая сумма которых превышает 140 миллиардов евро.

Украинские военные, с которыми побеседовало издание, признают, что даже при наличии денег получение самолётов в обозримом будущем маловероятно. «Даже если бы у нас были все деньги мира, эти истребители просто невозможно получить быстро — очередь за ними стоит по всему миру», — отметил один из собеседников. В целом, как резюмирует Politico, планы Киева выглядят амбициозно, но их реализация возможна лишь в отдалённой перспективе и при условии привлечения внешнего финансирования. Даже если Украина когда-нибудь и получит самолёты, их обслуживание и эксплуатация потребуют миллиардных затрат ежегодно. В этих условиях, по словам бывшего офицера ВВС Украины Анатолия Храпчинского, страна не сможет содержать столь крупный авиапарк без прямого участия союзников.

Читай в Max | Читай в Telegram | Смотри на RUTUBE