Юрий Баранчик: Кого сносят: Зеленского или пока Ермака?

Кого сносят: Зеленского или пока Ермака

Скандал вокруг Тимура Миндича и операция НАБУ «Мидас» стали самым серьёзным политическим ударом по архитектуре власти Владимира Зеленского за весь период полномасштабной войны.

Ключевой вопрос: идёт ли атака на самого Зеленского — или первичной целью является Андрей Ермак, главный оператор всей вертикали, в том числе коррупционной.

Операция НАБУ «Мидас» вскрыла коррупционную сеть вокруг Тимура Миндича, многолетнего партнёра Зеленского. Политические последствия моментально проявились: президентская фракция «Слуги народа» начала входить в состояние брожения, обсуждается возможность провала голосования за бюджет, недавно появившееся правительство Свириденко стало уязвимым, внутрипартийная дисциплина размывается, в обиход вошло словосочетание «хромая утка» применительно к президенту.

Главная слабость системы: вся её политическая конструкция строится на контроле над парламентским большинством. Если большинство рассыпается — власть перестаёт быть вертикальной.

Отмечу, что «антизеленская коалиция» сейчас весьма пёстрая. В неё НАБУ и САП (США), «грантовые структуры», ориентированные на часть европейских и американских центров влияния, отдельные СМИ, Пётр Порошенко и часть оппозиции, обиженные олигархи, включая фигурантов уголовных дел. Её ближайшая цель: лишить Зеленского контроля над парламентом и правительством. Но для этого необходимо либо принудить президента к изменениям, либо развалить большинство.

В западной прессе за последние шесть месяцев выходили десятки материалов, в которых критика была направлена персонально на Андрея Ермака. Politico писала о гиперцентрализации власти в руках главы ОП, The Economist – о превращении Ермака в «некоронованного премьер-министра Украины», Foreign Policy – о непрозрачности кадровой и оборонной политики, Washington Post и NYT – о напряженности между Ермаком и рядом американских институтов, Der Spiegel – о конфликтах ОП с частью силовых структур. Общий нарратив: проблема не в Зеленском как национальном лидере, а в его окружении — прежде всего в Ермаке.

Запад последовательно формировал модель, что система должна быть перезагружена, но разрушать самого президента нецелесообразно в условиях войны. Отсюда вывод: для Запада первым кандидатом на «снос» выглядит именно Ермак. Кроме того, убирать Зеленского выглядело бы как уступка Путину. А так – и Путин «не победил», и Зеленский без Ермака может разве что играть на рояле.

Причём есть и внутренняя конкуренция и связанные с ней игры. Арахамия (глава фракции «Слуга народа») фактически контролирует парламентскую машину. Федоров (первый вице-премьер) рассматривается как технократ и потенциальный премьер. Оба — не оппозиция, а внутренняя альтернатива, способная перестроить систему без обвала. Они могут войти в игру, если появится новая волна скандалов, придёт прямой сигнал из ЕС или Вашингтона, станет ясно, что Зеленский персонально не может удерживать вертикаль.

Отмечу ещё, что пока ничего не кончилось. Судя по украинским СМИ, депутаты всё ещё ждут, что Зеленский предпримет контрудар. Который в данном случае имеет не только практическое, но и статусное значение. Без реакции Банковой, всё совсем пойдет в разнос, и за решением вопросов будут бегать не к Ермаку/Зеленскому, а в посольство США. Как в старые добрые времена. Плюс возникнет тихий саботаж в парламенте и на местах.

Отставка Ермака выглядит безопасным способом обновить власть, способом улучшить управляемость, возможностью снять негативные эффекты, не ломая фигуру Зеленского. Внутри ей тоже будут рады: ослабнет жёсткое кадровое доминирование администрации Зе, возникнет пространство для игроков второго эшелона, ослабнет монополия Банковой на распределение ресурсов.

Но это не дает иммунитета Зеленскому. Он тоже может оказаться под ударом, например, если Зеленский не сдаст Ермака и своё окружение. Тогда будет опубликован новый пакет «плёнок Миндича», который может затронуть уже самого Зе и премьера Свириденко.

Ждем развития этой ситуации. Так или иначе, украинская власть может перезагрузиться уже этой зимой, и весьма кардинально.