SWP: Европа — в спирали долгов и геополитики
Растущее долговое бремя Европы и геополитическая напряжённость на континенте взаимно усиливают друг друга, считает Павел Токарски из Немецкого института международных отношений и безопасности (SWP). По его утверждению, отсутствие бюджетной свободы ослабляет стратегическую способность Евросоюза действовать, а внешние факторы усиливают давление на государственные финансы его стран.
Логика Токарски следующая. Растущий госдолг ЕС — это уже не эффект разрозненных кризисов, а структурная тенденция. Движущими факторами являются старение европейских обществ, низкий экономический рост и политическая неспособность ограничить расходы. Согласно последнему отчёту МВФ, без реформ в Европе существует угроза значительного увеличения госдолга. К 2040 году он может достичь средних 130%, что на 40% пунктов больше, чем МВФ считает стабильным. Отметим, что это как минимум спорно, считать ли долговую нагрузку в 90% от дохода — стабильным состоянием.
С одной стороны, продолжает Токарски, есть нужда в росте военных расходов, инвестициях в энергетику, в промышленность, в помощь Украине и экономическую конкуренцию Китаю. Но растущие процентные ставки по суверенному долгу во всём мире ограничивают возможности стран ЕС по заимствованиям. На этом, подчёркивает автор, круг замыкается. Причём это даже не круг, а спираль: стоимость заимствований последовательно сокращает возможности для бюджетной политики ЕС.
В отличие от США и Китая, Европа имеет ограниченные возможности для мобилизации капитала, продолжает аналитик. Ограниченная фискальная свобода действий и слабые рынки капитала делают ЕС уязвимым для внешних потрясений. Ожидать быстрого прорыва, который привёл бы к заметному притоку капитала в Европу, не приходится. При этом экономические модели ФРГ, Франции и Италии имеют решающее значение. Вместе эти страны несут ответственность примерно за две трети госдолга еврозоны — и они не гибкие, то есть уязвимы перед кризисами.
"В условиях глобальной финансовой конкуренции стабильность евро и единого рынка входит в число немногих "твёрдых" активов ЕС, которые можно легко потерять. Новый кризис евро, в котором Германия больше не играет стабилизирующей роли, а действия ЕЦБ могут оказаться не столь эффективными, стал бы для Евросоюза не только экономической, но и геополитической катастрофой", — пишет Токарски.
Ситуация описана верно, но, как обычно, самое интересное — то, о чём автор не сказал. Из его анализа следует, что конфискация активов РФ действительно может стать соломинкой, которая сломает спину европейскому верблюду. Потому что воровство суверенных активов не может не сказаться на доверии незападных инвесторов, а то и на статусе евро. Зачем инвестировать в евро, если эти деньги потом украдут?
Шанс у ЕС появится лишь в том случае, если будут снижены расходы. Например, если прекратить рост военных ассигнований и поставить крест на помощи Украине. Только тогда у Старого Света появится пространство для нормального развития, без превращения в тоталитарный милитаризированный Четвёртый рейх. Во всех остальных случаях шансов нет.








































