«Религиозные мотивы в творчестве русского поэта Анны Долгаревой»
«Есть женщины, сырой земле родные,
И каждый шаг их — гулкое рыданье,
Сопровождать воскресших и впервые
Приветствовать умерших — их призванье.»
Анна Долгарева
Можно по-разному относиться к творчеству Анны Петровны Долгаревой, оно неоднозначно. Неизменным остается факт, что она является символом нашего времени, русской поэтессой, с оттиском буквы «Z”.
Когда я впервые прочитала ее стихотворение, мне захотелось немедленно заблокировать страницу автора в Телеграмме, чтобы не знать, не видеть, не чувствовать, не сопереживать. Ее произведения наполнены пронзительной болью, патриотизмом, страхом, войной. Рифмованные строки, словно пули, которые долетают до нас здесь, заставляя задуматься и почувствовать, а какого там, где стреляют.
Анна родилась в Харькове, жила в Киеве. С 2015 года она работала военным корреспондентом. Внесена в список сайта «Миротворец», как персона угрожающая безопасности граждан Украины.
В одном из интервью Анна признается, что ехала на Донбасс умирать. В ее жизни не было Бога. Она была пуста и бессмысленна. И вдруг, на войне ей открылся новый смысл жизни.
«Да, свет. Да, смерть. Да, это не финал.»
Столкновение со смертью приводит поэта к духовным поискам. Она делает первые попытки обрести Бога через поэтическую молитву:
«Это жизнь после жизни — но всё же вернутся домой
Сероглазые парни, и я ищу верное слово
Заговаривать и отмолить, и поспорить с войной:
Пусть с тобой никогда ничего не случится плохого.»
Поэтический слог Долгаревой значительно отличается от классической лирики. Она делает попытку выразить глубину чувств и переживаний простым разговорным языком. Таков смысл ее апокрифов - воссоединить жизнь и святость, поэзию - с естественностью речи. Так Долгарева оживляет предание о нисхождении Христа в ад в Великую субботу, завершая его «отчетом» перед матерью, которая «сильно-пресильно плачет».
«Он войдет в ее дом через три дня.
Мама, скажет, мама, послушай, это и правда я,
Не плачь, родная, слушай, что тебе говорят:
Мама, я спустился в ад, и я победил ад,
Мама, я сделал все, как ты мне сказала.
Смерть, где твое жало?»
Последние слова - из ветхозаветного пророчества: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?»
В своемтворчестве Анна сочетает библейские сюжеты с трагическими событиями реальной жизни.
Христианство поэта не канонично. Однако, бесспорна подлинность любви - она дана в ощущениях. Духовную силу для выживания ей дает реальный пример - подвиг Ксении Петербургской, блаженность которой началась со спасения от смерти возлюбленного мужа. Она буквально отдала ему свою душу:
«Я Ксения, а значит я Андрей,
Могилы нет и нет тебя в могиле,
Живи, ходи под солнцем и старей,
Нет смерти, нет её червей и гнили.»
У Долгаревой Ксения совершает подвиг Орфея и доводит его до конца, буквально творит всей своей юродивой жизнью. Тождество Ксении-Орфея в судьбе поэта трагическое, об этом говорят стихи, посвященные погибшему любимому - Закату:
«Снилось мне, что я ищу тебя в темноте…
Я нашла тебя, Господи, я тебя наконец нашла,
И стали мы одинаковы».
Восприятие России у Анны - христианское, цельное. На мой взгляд эта идейность имеет в основе советско-христианское объединение жизненного опыта поэта. Изначально она воспитывалась в среде коммунистов, а с 2015 года начала воцерковляться. Идеологию Советского Союза часто критикуют. А по-моему одним из преимуществ советского времени, было то, что люди искренне хотели совершать подвиги: военные, трудовые, стремились быть нужными, полезными семье, обществу, Родине. В школе нам говорили «Я - последняя буква алфавита», подразумевалось, что общественное нужно ставить на первый план, а личное - на второй.
Вот и Анна пишет о готовности разделить судьбу Отечества:
«И если чума, и если война,
И если горящий куст,
И если в крови и пепле страна —
Не я от неё отрекусь».




































