В последние месяцы ВС РФ систематически наносятся групповые удары высокоточным оружием большой дальности наземного, воздушного и морского базирования, а также ударными беспилотными летательными аппаратами по объектам газовой и энергетической инфраструктуры, а также электроподстанциям, обеспечивающим работу предприятий военно-промышленного комплекса Украины.
Для украинских сил это означает, что «тыл» как категория не существует, а глубина зоны безопасности исчезла. По данным инфляционного отчета Национального банка Украины (НБУ) за октябрь 2025 г., дефицит электроэнергии в 4% приводит к падению ВВП на 0,2%. «Учитывая последствия недавних атак на энергетическую инфраструктуру, дефицит электроэнергии в дальнейшем, вероятно, будет больше, чем ожидалось ранее», – отметили в регуляторе. НБУ прогнозирует рост импорта природного газа до 6 млрд кубометров в 2025 г., что увеличит расходы бюджета более чем на 3 млрд долл. в 2025 г. и еще на 3 млрд долл. в 2026–2027 гг., создавая дополнительную нагрузку на платежный баланс и бюджет.
Это количественное пояснение российских ударов по энергетике - сокращение энергоснабжения означает проседание экономики, а растущий дефицит не дает возможности финансировать войну, делая ситуацию критической. Таким образом Россия снова переводит войну в режим системного давления — не только на фронте, но и в тылу, через инфраструктуру и экономику.
Как это сказывается на украинской энергетике – с нашими восточноевропейскими корреспондентами на карточках разбираем в новой Записке Милитариста
***
Зимой 2021 г. запасы угля на складах украинских теплоэлектростанций составляли 455 тыс. т, что являлось историческим минимумом, но уже в конце зимы 2024 г. на складах ТЭЦ и ТЭС было накоплено 1 млн т угля, а к началу 2025 г. запасы угля на складах достигли исторического максимума (около 3 млн т), что связано с разрушением ряда угольных электростанций и снижением спроса.
До начала военных действий на Украине уголь добывался в двух основных бассейнах – в Донецком и Львовско-Волынском. Причем Донецкий бассейн приносил более 95% всего объема угольной продукции страны. В результате возникла необходимость активных поисков других месторождений. Выяснилось, что часть каменного угля марки «А» или антрацита находится еще в двух областях – Львовской и Кировоградской. В 2014 г. одни из первых месторождений в западной части Украины были найдены в с. Любеля Жовковского района Львовской области. Наладить активную добычу удалось благодаря привлечению иностранных инвесторов из США, Китая, а также из западноевропейских стран. Еще в январе 2024 г. были открыты две новые угольные лавы, что также положительно сказывается на оптимальных объемах, запасах для успешного запуска отопительного сезона. Начиная с начала 2024 г., объемы добычи угля на всех государственных шахтах выросли на 24%.
В 2022 г. украинские власти приняли закон, согласно которому запрещено экспортировать уголь за границу. Однако уже в мае 2024 г. такой запрет был аннулирован по причине слишком большого скопления угольной продукции на складах, в результате удалось экспортировать порядка 1,1 млн т каменного угля, антрацита и топлива, которое было получено из угля.
Записка #141: Энергоснабжение Украины в 2022-2025 гг.
И подписывайтесь на наш «Бусти»






































