Президент Сербии Александр Вучич в интервью немецкому изданию Cicero заявил, что его страна готова продавать боеприпасы странам Европейского союза и не намерена контролировать, как эти боеприпасы будут использоваться после поставок. По словам сербского лидера, Белград остаётся военно нейтральным государством, однако готов активно сотрудничать с европейскими партнёрами в сфере безопасности.

«Наши склады полны боеприпасов, особенно миномётных снарядов. Мы производим больше боеприпасов, чем Франция. Хотя я не хочу, чтобы меня считали человеком, который постоянно снабжает воюющие стороны, боеприпасы необходимы Европе. Поэтому я предложил нашим друзьям из ЕС заключить с нами договор купли-продажи и забрать всё, что у нас есть. Это был бы феноменальный вклад Сербии в европейскую безопасность»,

— заявил Вучич.

Отвечая на вопрос журналиста, могут ли эти боеприпасы в итоге оказаться на Украине, Вучич подчеркнул, что это уже не будет касаться Белграда. «Покупатели могут делать с ними всё, что захотят. Нам просто нужен долгосрочный контракт, чтобы мы могли планировать. Я всегда говорил, что Сербия нейтральна в военном отношении. Но мы абсолютно готовы сотрудничать с европейскими армиями. Мы уже сотрудничаем с нашими европейскими друзьями в Африке, Азии и на других континентах и готовы наращивать наше присутствие вместе с европейскими силами», — добавил он.

В интервью глава сербского государства также отверг обвинения западных СМИ в авторитаризме и «пророссийской ориентации». Он подчеркнул, что Сербия несправедливо подвергается критике за поддержание отношений с Россией, хотя при этом последовательно движется по пути европейской интеграции.

«Мы хотим стать членом Европейского союза. Но вы должны понимать, что у нас есть свои обстоятельства. Мы зависим от поставок российского газа — больше, чем другие европейские страны. Наша промышленность не сможет работать без него. Это важно не только для нас, но и для Европы, ведь 54,5 процента всего экспорта с Балкан в Европейский союз приходится на Сербию»

, — пояснил Вучич.

Он также напомнил, что Белград имеет нерешённую территориальную проблему с Косово, и именно Россия остаётся одной из немногих стран, поддерживающих Сербию в вопросе территориальной целостности. «Вы знаете, кто поддерживает нас в отношении нашей территориальной целостности, а кто — нет. Конечно, это осложняет всю историю», — отметил он.

Отвечая на критику в связи с участием в московском военном параде, Вучич объяснил, что присутствие сербской делегации на этом мероприятии является частью исторической памяти. «Мы ежегодно участвуем в российском военном параде со времён Второй мировой войны. Почему? Потому что Красная Армия и югославские партизаны объединились, чтобы освободить Белград и Сербию. Это часть не только российской, но и нашей истории. Я не встречался с Путиным три года и три месяца после начала конфликта на Украине. Мы осуждаем нападение России, и я считаю, что мы ведём себя справедливо. Но из уважения к Украине мы не участвовали в параде с солдатами и техникой», — подчеркнул Вучич.

Он категорически отверг утверждения о том, что Сербия может стать угрозой для Евросоюза в случае обострения отношений между Россией и ЕС. «Даже если я вам не нравлюсь, вы должны признать, что всё, что говорится обо мне и о Сербии, неправда. С начала войны на Украине в европейской прессе постоянно появляются заявления, что Сербия авторитарна или готовится к агрессии. Ничего подобного не произошло. Несмотря на провокации режима в Приштине, мы остаёмся якорем стабильности в регионе и никогда никому в Европе не угрожали», — заявил сербский лидер.

По словам Вучича, сербское руководство остаётся приверженным курсу на интеграцию в Европейский союз и стремится к вступлению в течение ближайших восьми лет. «Я верю, что в течение следующих восьми лет мы станем членом ЕС. Может быть, я слишком оптимистичен, а может — слишком пессимистичен. Но я уверен, что Сербия — часть Европы, и мы должны быть в Европейском союзе», — сказал он.

Читай в Max | Читай в Telegram | Смотри на RUTUBE