Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова на пленарном заседании высокого уровня III Минской международной конференции по евразийской безопасности (Минск, 28 октября 2025 года)
Ключевые тезисы:
• Проводимая уже третий год (1, 2) по инициативе Президента Белоруссии А.Г.Лукашенко конференция стала ведущей международной площадкой для обсуждения ключевых для евразийского пространства тем безопасности.
• То, что Евразия сегодня – это геополитический центр нарождающегося многополярного мира, думаю, очевидно для всех. Развернувшиеся здесь процессы оказывают решающее влияние на перспективы международных отношений.
• Видим, что страны НАТО и Евросоюза в подавляющем своём большинстве отказываются признать объективный факт завершения доминирования Запада и наступления новой исторической эпохи. В этом их принципиальное отличие от России, наших партнёров по СНГ, Китая, Индии, Ирана, КНДР и всех тех государств Евразии, которые убеждены, что залогом стабильности и благополучия нашего континента является неукоснительное соблюдение принципов суверенного равенства и неделимости безопасности всех, а не только отдельных избранных, считающих себя выше закона и вне морали.
• Расширение НАТО не прекращается ни на минуту вопреки данным ещё советским руководителям заверениям не продвигаться «ни на дюйм» на восток. Это делается вопреки взятым в рамках ОБСЕ на высшем уровне политическим обязательствам не укреплять собственную безопасность за чужой счёт и не стремиться к региональному и естественно глобальному доминированию.
• Спланированный и спровоцированный конфликт на Украине привёл к окончательному краху евроатлантической модели безопасности с опорой на #НАТО, #ОБСЕ и #Евросоюз, который за последние лет восемь превратился в евроатлантический «компонент» этой «связки».
• Набирает обороты милитаризация стран Европы:
наращивается финансирование ВПК,
проводятся масштабные учения,
совершенствуется логистика для переброски войск на «восточный фронт» с задействованием инфраструктуры стран, не входящих в Североатлантический альянс.
• Не могут не вызывать беспокойства планы активизации деятельности НАТО в Арктике, которую мы (убеждён, что большинство здравомыслящих стран) хотели бы видеть территорией мира и сотрудничества.
• На Украине именно европейские члены НАТО затягивают вооружённый конфликт, накачивая киевский режим оружием и оказывая ему финансовую и политическую поддержку. Руководство большинства европейских стран всеми силами убеждает администрацию США отказаться от идеи урегулирования на Украине путём устранения первопричин конфликта за столом переговоров.
• В Европе Россию огульно обвиняют в том, что она планирует «вторжение» в страны НАТО и Евросоюза. Европейские руководители сами придумали эту чушь и повторяют её, сознательно обманывая собственные народы.
• Нагнетая антироссийскую истерию по принципу «война всё спишет» (как у нас говорят), они пытаются переложить на Москву ответственность за совершённые ими ошибки, в том числе огромное количество ошибок и провалов на украинском направлении.
• Неоднократно говорили, что у нас не было и нет намерений нападать на какую-либо страну из числа нынешних членов НАТО и Евросоюза.
• НАТО искусственно распространяет зону своей ответственности далеко за пределы Евроатлантики. С этой целью выдвинут тезис о неделимости её безопасности и «Индо-Тихоокеанского региона».
• НАТО не «обделяет» своим вниманием и другие регионы Евразии - Ближний Восток, Южный Кавказ, Центральную и Южную Азию. Причём с этими субрегионами «работают» индивидуально, а не в контексте озабоченности общеконтинентальными, общеевразийскими интересами.
• Ещё в 2015 году В.В.Путин на саммите Россия-АСЕАН предложил заняться формированием Большого Евразийского партнёрства, которое предусматривает создание общеконтинентального контура равноправного и взаимовыгодного сотрудничества через расширение торгово-экономических связей и гармонизацию интеграционных процессов.








































