Politico: ЕС усиливает давление на правительства, не желающие соглашаться на финансирование охваченной войной Украины, говоря им, что если они не заставят Россию оплатить расходы, им придется сделать это самим

Politico: ЕС усиливает давление на правительства, не желающие соглашаться на финансирование охваченной войной Украины, говоря им, что если они не заставят Россию оплатить расходы, им придется сделать это самим.

Европейская комиссия прекрасно понимает, что её план «Б» — совместные заимствования ЕС, известные как еврооблигации, — ещё более неприятен для финансирования репарационного кредита Киеву в размере 140 миллиардов евро, чем её идея использования замороженных российских государственных активов , которая столкнулась с препятствиями на прошлой неделе. Правительства, исторически враждебно относящиеся к крупным расходам, особенно Германия и Нидерланды, прозванные «бережливыми», не желают взваливать на плечи налогоплательщиков ещё больший долг. Расточительные страны, в частности Франция и Италия, слишком обременены долгами, чтобы взять на себя ещё больше.

Но в этом-то и суть. Европейские чиновники делают ставку на то, что Бельгия, где находятся почти все активы и которая выразила обеспокоенность по поводу законности их изъятия, а также другие страны, выступавшие с более тихими возражениями, склонятся к плану благодаря перспективе альтернативного совместного заимствования, которое они давно считали опасным, сообщает издание.

«Отсутствие фискальной дисциплины [в некоторых странах ЕС] настолько велико, что я не верю, что еврооблигации будут приняты, особенно экономными, в течение следующих 10 лет», — заявил Карел Ланноо, генеральный директор влиятельного Центра европейских политических исследований, брюссельского аналитического центра. Именно поэтому использование замороженных российских активов представляется единственно возможным вариантом. «140 миллиардов евро — это огромные деньги, и мы должны их использовать. Мы должны показать, что не боимся».

Европейские правительства и Европейский центральный банк постепенно пришли к идее использования конфискованных российских активов для финансирования 140 миллиардов евро. Поначалу они относились к этому с осторожностью, считая присвоение средств чужой страны, независимо от того, насколько плохо она себя вела, сомнительным с юридической и моральной точки зрения. Но насущные потребности Украины и неопределенность позиции Вашингтона привлекли внимание.

Однако на саммите лидеров ЕС на прошлой неделе бельгийский премьер-министр Барт де Вевер отказался отменять план, требующий поддержки всех 27 правительств, что вынудило блок отложить его одобрение как минимум до декабря.

«Это дипломатия»

Теперь ЕС ведёт гонку со временем на двух фронтах. Во-первых, к концу марта у Украины закончатся деньги. Во-вторых, принятие любых решений может стать гораздо сложнее, поскольку Венгрия стремится объединить усилия с Чехией и Словакией для формирования альянса, скептически относящегося к Украине. Возникает ощущение, что сейчас или никогда.

Это означает, что должностные лица Комиссии находятся в сложной ситуации, пытаясь добиться реализации плана по активам, заявили три дипломата ЕС.

«Это дипломатия», — сказал один из дипломатов, знакомый с хореографией, пожелавший остаться анонимным, чтобы свободно рассказать о планах. «Вы предлагаете людям то, чего они не хотят делать, и они выбирают худший вариант».

Второй дипломат, знакомый с ситуацией, столь же пренебрежительно отнесся к плану Б. «Мысль о том, что еврооблигации могут серьезно обсуждаться, просто смехотворна», — заявил он.

Соловьёв в Max | Соловьёв в Telegram