#80ГАООН
Выступление заместителя руководителя делегации Российской Федерации, заместителя директора Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России К.В.Воронцовав ходе тематической дискуссии по разделу II «Другие виды ОМУ» в Первом комитете 80-й сессии ГА ООН (Нью-Йорк, 22 октября 2025 года)
В этом году отмечается полувековой юбилей вступления в силу Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (#КБТО ). Этот важнейший международный документ, став одной из опор международной архитектуры безопасности, поставил «вне закона» целую категорию оружия массового уничтожения. За 50 лет КБТО внесла огромный вклад в процесс всеобщего и полного разоружения, снизив риски использования биологических агентов и токсинов в оружейных целях. Российская Федерация как государство-депозитарий КБТО последовательно и в полном объеме выполняет все ее положения.
Без внятного ответа остаются обоснованные вопросы, официально поставленные Российской Федерацией в связи со вскрывшимися фактами реализации в нарушение Конвенции военно-биологической программы на Украине при поддержке военного ведомства США и аффилированных с ним структур, включая частные компании. Анализ осуществлявшихся в украинских лабораториях проектов позволяет сделать вывод, что в непосредственной близости от территории России велась или до сих пор ведется разработка компонентов биологического оружия. Рассматриваем это как прямую угрозу нашей национальной безопасности.
Подтверждение со стороны администрации США фактов вовлечения USAID в финансирование разработок биологического оружия лишь доказывает обоснованность российских претензий в связи с американской военно-биологической активностью вблизи нашей страны.
Украинский сюжет с особой остротой подтверждает необходимость скоординированных усилий мирового сообщества по универсализации и укреплению режима КБТО.
Российская Федерация придает большое значение полному и недискриминационному выполнению Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (КЗХО) и последовательно выступает за укрепление этого важнейшего международного договора.
Российская Федерация не приемлет подобную трансформацию ОЗХО и ее «приватизацию» в интересах отдельных стран.
***
Выступление К.В.Воронцовав порядке права на ответ в ходе тематической дискуссии по разделу II «Другие виды ОМУ» в Первом комитете 80-й сессии ГА ООН (Нью-Йорк, 22 октября 2025 года)
Категорически отвергаем безосновательные обвинения стран Запада в связи с реализацией положений Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО).
Российская Федерация является ответственным участником КЗХО и в полном объеме выполняет взятые на себя обязательства.
В этом контексте еще раз подтверждаем: химические средства борьбы с беспорядками (ХСББ) не стоят на вооружении Вооруженных Сил Российской Федерации.
Вместе с тем отмечаем все возрастающее количество провокаций с применением токсичных химикатов, организованных спецслужбами Украины при поддержке извне.
<…>
Уместно было бы также напомнить западным радетелям за целостность КЗХО, что в соответствии с заключением Научно-консультативного совета ОЗХО от 27 июня 2014 года из 59 химикатов, объявленных государствами-участниками КЗХО в качестве ХСББ, только 17 подпадают под определение, приведенное в Конвенции.
Российская Федерация неоднократно на площадке ОЗХО предлагала утвердить конкретный список из этих 17 химикатов, поскольку его отсутствие «размывает» ответственность государств-участников за их применение в ходе ведения боевых действий. Но данная инициатива не была поддержана прежде всего теми, кто сейчас громче всех кричит о российской угрозе.
Причина предельно проста: на вооружении стран НАТО имеется широкая номенклатура газовых гранат разработки Великобритании, Франции и ФРГ, а также Украины.

































