Зеленский выступил с большой речью перед журналистами. Полный перевод. часть первая:
В общей сложности с 2022 года Россия убила 135 представителей медиа только за то, что они говорили правду о происходящем в Украине, о российской агрессии. Хочу поблагодарить вас, ваших коллег — всё медиа-сообщество — за вашу работу и за поддержку Украины.Правда давит. Она оказывает давление на Россию. Благодарю всех лидеров Европы и Евросоюза за сегодняшний день. Давление — это также и санкции. Сегодня есть ощутимый результат — 19-й пакет санкций, мы вам очень признательны. И также давление — это санкции Европы и всего мира; благодарим Соединённые Штаты за вчерашние решения и лично президента Трампа за энергетические санкции.
Давление — это ещё и оружие, прежде всего — средства ПВО. Во время массированных ударов для нас критически важны системы и ракеты. Спасибо всем, кто присоединился к программе PEARL — благодаря ей мы покупаем ракеты для «Пэтриотов» у США. Сегодня мы особенно благодарны Финляндии и Испании за участие в этой программе.
Системы ПВО крайне важны для нас — этому вопросу сегодня уделено много внимания. Спасибо Германии за решительные шаги. Финансовая поддержка — важный сигнал и серьёзное давление со стороны ЕС; мы признательны за обещание продолжать финансовую поддержку Украины в 2026–2027 годах.
Вы знаете, что долго не было окончательного решения по использованию замороженных российских активов — это не секрет. Мы уже использовали определённые доходы от этих активов, и это был длительный, непростой путь к общему решению. Сейчас понятно, что даже те средства — порядка трёх миллиардов в год — были полезны для нас, но в условиях этой войны и технологического противостояния этого недостаточно. Россия принесла войну на нашу землю, и она должна за это заплатить. Одним из способов — повысить экономическое давление. Они боятся этого; и именно поэтому решение ЕС по использованию замороженных активов имеет такое значение.
Речь идёт не только о гуманитарной помощи: эти средства могут прямо сейчас усилить нашу оборону — ПВО, авиацию, позиции на фронте. Если мы затягиваем с этим решением, мы не только ограничиваем нашу защиту, но и замедляем собственный прогресс партнёров.
Надеюсь, что сейчас, на этой встрече европейских лидеров, будет принято политическое, позитивное решение о применении замороженных активов в пользу защиты и восстановления Украины. Это имеет огромное значение.
Уверен, я сейчас не открою ничего принципиально нового. Речь о чётком наращивании наших дальнобойных возможностей на базе украинского производства — и именно они будут задействованы. Речь идёт о системах с дальностью от ~150 км до ~3000 км — это наши новейшие возможности. Вопрос в том, как обеспечить дополнительное финансирование для массового производства тех дальнобойных систем, которые у нас уже есть.
Кстати, вопрос о замороженных российских активах для нас тоже очень важен — часть этих средств следует направить на украинское производство. Безусловно, речь идёт и о совместном европейском производстве, о партнёрстве с другими нашими союзниками. Это ключевые решения.
Я хочу подчеркнуть ещё одно: мы никогда не использовали американское оружие по территории России для каких-то целевых ударов. Да, у нас было и есть оружие с хорошими дальнобойными характеристиками, но оно применялось исключительно в зоне боевых действий — там, где идут внутриукраинские операции или подготовительные действия против сил РФ. Крым и Донбасс — это украинская территория, временно оккупированная Россией. Поэтому мы не говорим об ударе по территории России как о некой обычной опции — речь идёт о действиях в пределах временно оккупированных украинских территорий.