Заявление главы Офиса Зеленского Андрея Ермака:
Позиция российской стороны – это не позиция Соединенных Штатов. Позиция США – и Трамп четко это озвучил – состоит в том, что переговоры должны начинаться с текущей линии соприкосновения. Но все мы понимаем, что, как и в случае с Газой, это невозможно без прекращения огня. Нельзя позволять России продолжать войну, прикрываясь переговорами, и тем самым тормозить введение новых санкций и увеличение помощи Украине.Кроме того, мы получили полное подтверждение поддержки по противовоздушной обороне, и прежде всего по «Пэтриотам». Эта поддержка – многокомпонентная, и я не могу раскрывать все детали. Конечно, самые эффективные системы – новейшие, но на них очень высокий спрос. Условно говоря, там длинная очередь, но мы стараемся быть максимально близко к окну выдачи. Самое главное здесь – Трамп дал «зеленый свет», так что по этой линии вопросы в основном технические.
Вдобавок активно работает программа PURL по закупке американского вооружения, к которой в Брюсселе уже присоединились 17 стран. Этому также способствовало сильное публичное выступление министра обороны Пита Хегсета. Что же касается дополнительного вооружения, то здесь не прозвучало ни «да», ни «нет». Кстати, «Томагавки» – далеко не единственное, что можно обсуждать. Диалог продолжается, и я бы не сказал, что эта дверь закрыта. Позиция президента и всей команды предельно четкая и неизменная: никаких договоренностей без участия и поддержки со стороны Украины. Это жирная красная линия, которую видят абсолютно все. По всей видимости, для Трампа окончание этой войны действительно остается приоритетом, и это хорошо. Он говорит, что хочет добиться наилучшего для Украины. Соответственно, наша задача – всегда напоминать и держать в фокусе, что именно мы считаем наилучшим для себя. Так, чтобы партнеры понимали нашу позицию и осознавали, что на другие условия Украина просто не пойдет.
Русская пропаганда, к сожалению, работает массированно, приходится отдать этому должное. Она системно работает везде, по всему миру. Поэтому ни в коем случае нельзя дать русским возможность трактовать отстаивание нашей позиции как нежелание заканчивать войну. Нам беспрецедентно долго удается удерживать очень высокий уровень поддержки Украины в Соединенных Штатах. Это фиксируют все соцопросы. Но нельзя забывать, что у всех стран есть свои проблемы – и внутренние, и внешние.
Поэтому наша задача – всегда оставаться максимально конструктивными с партнерами. Необходимо доносить до них, что Украина больше всех хочет скорейшего окончания войны, развязанной Россией. Но наше государство заслуживает исключительно устойчивого и справедливого мира. Давайте вспомним историю с вооружениями, например, с теми же «Томагавками». Возможно, кто-то испытывает сейчас разочарование, но разве это впервые? Ведь нам никогда ничего не давали с первого раза. Ни «Пэтриоты», ни «Хаймарсы», ни «Атакамсы» – вообще ничего – не появлялось по первому запросу.
Многие страны десятилетиями вырабатывали механизмы работы с американским истеблишментом. Это делал и Израиль, и Венгрия, это делала и Россия, и масса других. Украина раньше не уделяла этим вопросам достаточного внимания. Но на сегодняшний день те отношения, которые выстроены с американцами президентом Зеленским и нашей командой, – таких отношений у Украины с Америкой не было никогда.